Презентация Я — концепция подготовлено к выступлению на методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений


«Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в вашей душе вопросы: кто я такое, зачем живу я и все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос: так ли я живу и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представляются вам на эти вопросы, будут не согласны с теми, которые были внушены вам в детстве... Да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света, единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека». — так в психологии называют относительно устойчивую систему представлений человека о себе, сопряженную с оценкой себя и отношением к себе. - не сводится только к осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Ответ на вопрос: «Кто я такой?» — подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Каким я могу стать, каковы мои возможности и перспективы, что я еще могу сделать в жизни? » 3. поведенческая составляющая — практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов, что проявляется, например, в стремлении повысить самооценку, завоевать уважение, развить способности и т. д. Составляющие Я-концепции Я-концепция — это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ «Я». Это, прежде всего, установка человека по отношению к себе самому, содержащая следующие компоненты: 2. оценочная составляющая (самооценка) — это эмоциональная оценка знаний и представлений о себе, с которой связаны самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.; 1. познавательная составляющая — знания о себе, своих возможностях, способностях, свойствах, внешности, значимости для других людей; Российский император Петр III (1728-1762), царствование которого длилось всего 6 месяцев, вызывает у историков разноречивые оценки. С одной стороны, Петр III провел три важнейшие реформы: освободил дворянство от обязательной службы, положил начало обращению церковных земель в светские и ликвидировал Третью канцелярию - сыскное политическое ведомство.С другой стороны, Петр III был человеком ограниченным, его интересы не простирались далее военных занятий. Он с детства представлял себя военным, открыто симпатизировал прусской армии, щеголял в прусском мундире. Однако как военный деятель не проявил себя ничем. Личность Петра III - яркий пример варианта, когда в структуре Я-концепции главным является идеальное «Я», т. е. представление человека о том, каким бы он хотел стать. В подростковом возрасте Я-концепция развивается особенно интенсивно, причем важное место в ней начинает занимать оценка особенностей своей внешности, привлекательности в глазах сверстников. Подростки постоянно связывают себя с другими, часто испытывают тревогу и неуверенность в себе, нередко низко оценивают свою привлекательность и значимость в глазах взрослых и сверстников. 1) способствует достижению внутренней согласованности, стабильности личности; 2) помогает интерпретировать, оценивать индивидуальный опыт; 3) определяет ожидания, представления человека о том, что должно произойти Третья функция является центральной. Человек, уверенный в собственной значимости, будет ожидать, что окружающие также высоко оценят его и будут относиться к нему соответствующим образом. Люди, сомневающиеся в своей ценности, считают, что другие не будут их высоко ценить, и ожидают проявлений пренебрежения по отношению к себе. 1) реальное «Я» — представления человека о своих реальных возможностях, способностях, социальном статусе, т. е. о том, какой он на самом деле;2) идеальное «Я» — представления человека о том, каким он хотел бы стать;3) зеркальное (социальное) «Я» — представления человека о том, каким его видят другие люди. Положительная "Я-концепция" определяется тремя факторами: Это касается всех сторон жизни ребенка - его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и т. д. Эти три основные характеристики приобретаются или усваиваются в процессе межличностного взаимодействия в определенной социокультурной среде. Родители, воспитатели, сверстники предоставляют ребенку необходимую обратную связь, убеждающую его в том, что он нужен, что он нравится, что он способен добиваться успеха в том или ином деле и что вообще он обладает значимостью в их глазах. Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию воспитанников: Развитие коммуникативной и социальной компетентности детей; Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям «Физическая культура» «Здоровье» «Коммуникация»«Чтение художественной литературы» «Познание» «Музыка»«Художественное творчество» «Социализация»«Труд» «Безопасность» СОДЕРЖАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГТ) Учитывая обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, в нашем дошкольном учреждении определено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» Занятия по данной программе дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Это связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другими, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. Представление о себе как о личности, любознательность, активность;Эмоциональная отзывчивость к другим людям; Адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве); способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; Представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе своей семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; Индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;Воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;Развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;Становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Представление о себе. Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях. Представление о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах. Представление об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем. Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе. Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Этот возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации, так как в этот период дети учатся овладевать собственными эмоциями, у них развивается мотивационная сфера, у детей появляется произвольное владение своим поведением и собственными действиями. ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т.д. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. Элькольн Д.Б. выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития, которая выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. Основные принципы игровых занятий, на которые настроена программа, являются следующие: 1. Принцип свободного участия 2. Принцип взаимного уважения 3. Принцип осознанности 4. Принцип рефлексии 5. Принцип проведения игры сказки. Содержание занятий может быть упрощено или усложнено в зависимости от возрастных и личностных особенностей воспитанников конкретной группы. Предполагаемый результат:- развитие социальной компетентности- развитие коммуникативных навыков- коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной)- развитие чувство самоценности- коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем - снизить у дошкольников эмоциональное напряжение - создать в процессе занятий положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - развивать у детей способность понимать эмоциональное состояние другого - способствовать формированию у дошкольников умений выражать свое настроение - содействовать преодолению ребенком негативных переживаний и снятие страхов оказывать детям поддержку в формировании адекватной самооценки, самопринятии, уверенности в себе Для этого необходимо: создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей формирование у детей социальных навыков профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем Игровая (сюжетные игры; игры с правилами);Коммуникативная (беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление, отгадывание загадок и др.);Двигательная (подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования);Продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов);Трудовая (совместные действия; дежурство; поручения);Познавательно-исследовательская (наблюдение; экскурсии; решение проблемных ситуаций; экспериментирование; коллекционирование; моделирование; реализация проекта);Музыкально-художественная (слушание; исполнение; импровизация; экспериментирование; музыкально-дидактические игры);Восприятие художественной литературы (чтение; обсуждение; разучивание)