Презентация “Способы создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в начальной школе”


Способы создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира в начальной школе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениесредняя общеобразовательная школа с.Миловкамуниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Ихсанова Лида Гарифовна, руководитель ШМО учителей начальных классов Уфа - 2016 ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Цель и назначение проблемного обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы. Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Ребятам нравится спорить, приятно решить проблему. Учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности и творческого мышления. Метод проблемного обучения Создание проблемной ситуации способствует: приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применитьу школьника возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти ответ. развитию познавательного интереса младших школьников и обеспечения на этой основе повышения качества знаний. Почему так необходимо знать особенности создания ПС на уроке? , Это мощное развитие творческих способностей Помогает развитию интеллекта Для воспитание активной личности. Что мы называем ПС?  Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера. как действовать при интеллектуальном затруднении?как достичь цели с помощью известных ему способов действия? побуждает искать новый способ объяснения или действия.  проблемная ситуация «с удивлением»; проблемная ситуация «с затруднением» Типы проблемных ситуаций:  Приемы создания проблемной ситуации Тип ПС Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации Между двумя (или более) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом илипрактическим заданием Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью 4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 5. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено С удивлением Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено Условия создания проблемных ситуаций МОТИВАЦИЯ ВВЕДЕНИЕ ПРОТЕВОРЕЧИЙ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ВЫВОД ИЗ ПС ЧЕРЕЗ ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ Алгоритм создания проблемной ситуации к уроку 1.Определить тему урока. 2. Уяснить новое знание и его тип. 3. Осуществить отбор упражнений для актуализации знаний. 4. Выбрать прием создания проблемной ситуации. 5. Подобрать практические задания, вызывающее познавательное затруднение в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 6. Прописать побуждающий диалог от проблемной ситуации: к осознанию противоречия видео Приготовление полезных вещей из вторсырья 2 "А" классУчитель: Ихсанова Л. Г. 3 "А" классУчитель: Мирхайдарова Г. И. Правила создания проблемных ситуаций: ПРАВИЛО 1: перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащиеся должны открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Должна быть вызвана потребность в усваиваемом знании. ПРАВИЛО 2: предлагаемое проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям класса. ПРАВИЛО 3: проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. ПРАВИЛО 4: нельзя смешивать проблемную ситуацию и проблемное задание. Проблемное задание не является само по себе проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию только при соблюдении определенных условий: вопрос, формулируемый учителем должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося. ПРАВИЛО 5: проблемную ситуацию можно вызвать с помощью теоретического проблемного задания или практического (в результате того, что детьми не может быть выполнено). ПРАВИЛО 6: возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им учебного задания. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!