Стендовый материал на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к русской-народной культуре через подвижные игры»


МАДОУ «Центр развития ребёнка–детский сад № 2»Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к русско-народной культуре через подвижные игры»Инструктор по физической культуре: Новокрещенных Наталья Павловна Кунгур, 2016 Русские народные игры Дают представления о традициях русского народа Создают эмоционально- положительную основу для развития патриотических чувств Формируют нравственные качества личности Удовлетворяют потребность детей в двигательной активности Способствуют воспитанию волевых качеств личностиДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.  Неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников, приобретения ими определенных навыков являются народные игры. В народных играх ребенок получает уникальную возможность: максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Характерная особенность подвижных игр – движение в содержание игры: ходьба, бег, прыжки, метания, равновесие, ползание. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» К.Д.Ушинский «Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни» П. Ф. ЛесгафтНародные игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей. Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Таким образом, подвижная игра – это школа воспитания, в которой есть свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит известных всем пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как сказки и песни. Из истории Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки.
Особенности организации народных подвижных игр Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. . В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя. Правила игры воспитатель должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку. В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибкаРуководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности. Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно. ЦельВызвать интерес у детей к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры.Задачи Расширение представлений о традициях и обычаях русского народа. Воспитывать волевые, нравственные, патриотические качества личности дошкольников. Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:-никогда не заставлять детей играть, а только приглашатьсоздавать настроение ожидания следующей встречи с игрой- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки)- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом Народные подвижные игры с детьмиИгры на находчивость, быстроту и ловкость с элементами соперничества и соревнования: «Горелки», «Жмурки» и другие «Бабка Ёжка» «Петушиные бои»«Платочек» «Ручеёк» Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью, побуждающие стремление детей стать сильнее: «Бой на бревне», «Перетяни канат»«Цепи кованые» «Бой на бревне» Игры, отражающие связь человека с природой: «Коршун», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Заяц в огороде» и другие«Волк во рву»«Коршун» Народные игры неоценимы в педагогическом отношении, в их влиянии на воспитание характера, воли, нравственных чувств, они укрепляют ребенка физически, создают определенный духовный настрой, формируют интерес к народному творчеству. Правила их просты и понятны.Известно, что движение – это жизнь. Подвижные русские народные игры развивают ловкость, смекалку, сообразительность, подвижность и умение быстро реагировать на изменяющиеся условия.