Презентация Методы составления анкет


ГИПОТЕЗА: Студенты, возможно, удовлетворены деятельностью высшего учебного заведения Какими методами диагностики, он может воспользоваться для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы? ТЕМА: Анкетирование. Составление и редактирование вопросов анкеты. План:Общая характеристика метода.Виды вопросов в анкете.Правила составления анкет. Анкета (с фр.) – список вопросов. АНКЕТИРОВАНИЕ – процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Метод анкетирования - изучение индивидуальных психологических особенностей личности подчиненного на основе анализа содержания даваемых им письменных ответов на заранее подготовленный перечень вопросов. ФРЕНСИС ГАЛЬТОН (Galton) Достоинства метода анкетирования Высокая оперативность получения информации.Возможность организации массовых обследований.Сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработка их результатов.Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов.Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих. Недостатки метода анкетирования Отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов и поведения респондентов.Не всегда достаточна достоверность, на итоги которой влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.«Боязнь» ведения документации, т.к. некоторых людей отпугивает необходимость заполнения официального документа. Ограниченный объем получаемой информации, поскольку в ячейки и строчки фиксированного размера зачастую невозможно уместить множество деталей и подробностей.   Виды анкетирования По числу респондентов1. Индивидуальное анкетирование (один респондент)2. Групповое анкетирование (несколько респондентов),3. Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.4. Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов) Виды анкетирования По полноте охвата1. Сплошное (опрос всех представителей выборки)2. Выборочное (опрос части выборки) Виды анкетирования По типу контактов с респондентом1. Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)2. Заочное (анкетёр отсутствует)Рассылка анкет по почтеПубликация анкет в прессеПубликация анкет в ИнтернетеВручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д. Виды вопросов в анкете По содержанию (или направленности) выделяют:1. О личности респондента, касающееся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.д.. Их наличие позволяет в дальнейшем обработать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных групп Виды вопросов в анкете 2. О фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих.3. О фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. О фактах поведения Пример• Случалось ли Вам...?• Приходилось ли Вам...?• О ком Вы знаете, что он...?• Когда Вы в последний раз...?• Что Вы делаете чаще всего...?• Кто делает то-то и то-то...?• Сколько...?• Есть ли у Вас...?• Как Вы делаете то-то и то-то...?• Будете ли Вы в будущем делать то-то и то-то...? О фактах сознания Пример• Почему Вы...?• Что Вы думаете о...?• Как Вы оцениваете...?• Что лучше (или хуже) всего для...?Как бы Вы объяснили…?Который из….? Виды вопросов в анкете В зависимости от формы ответа1. Закрытый вопрос, содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент только обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество выборов (один или несколько) оговаривается инструкцией. Клуб цветоводов 3. Кружок бальных танцев 2. Студия «Феникс» 1. Посещаю чаще всего Посещал Знаю В анкете приводится несколько возможных вариантов ответов.Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо отметить выбранный вариант ответа (поставить галочку, обвести кружком соответствующий ему номер или просто подчеркнуть вариант ответа). ПримерКакие студии, кружки, клубы Вы знаете? Какие из них посещали за последние 6 месяцев?  Какие посещаете чаще всего?     Пример Какие лекции Вы посещали на этой неделе?А) Психологию.Б) Педагогику.В) Психодиагностику.Г) Методологию.Д) Статистику. 2. Полузакрытый вопрос Используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк. Пример Каким образом Вы узнаете о мероприятиях нашего клуба?1. Реклама на улице2. Газеты3. Радио4. От знакомых5. От распространителя билетов6. Из других источников (назовите каких) ________________________________________________________________ 3. Открытый вопрос В отличие от закрытых не содержат подсказок. Открытые вопросы в отличие от закрытых дают более богатую по содержанию информацию, так как опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение со всеми подробностями. Пример Что Вам не нравится в работе нашего клуба? ________________________________________________+ Если респонденту хорошо знакома тема опроса, то он охотнее будет отвечать на открытые вопросы.+ Если предмет опроса ему мало знаком или неинтересен, то он либо будет отвечать не по существу, либо уклонится от ответа.+ Поэтому применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию. 4. Вопросы типа «да-нет». Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. ПРИМЕРПосещали ли Ваши дети за последние 6 месяцев студии и кружки нашего клуба? - да - нетКак Вы считаете, должен ли клуб работать круглосуточно?- да- нет- не уверен 5. Альтернативные вопросы Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%.ПримерКак часто Вы посещаете концерты?1.       2-3 раза в неделю3.       1 раз в неделю4.       2-3 раза в месяц5.       раз в месяц6.       реже, чем раз месяцилиНазовите ваш возраст:1. до 12 лет.  2. 13 – 24 года3.  старше 24 лет 6. Поливариантные вопросы Это вопросы типа «меню». Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько.Пример:Из каких газет и журналов Вы получаете информацию о культурных событиях Вологодской области?1. Красный север2. Русский север3. Вологодская Афиша4. Сельская звезда5. Вологодский лесоруб6. Земляничка7. Клубничка8. Другие (укажите название) ____________________________ 7. Ранговые вопросы Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы и упорядочить их по степени значимости для него.Пример:Что препятствует Вашему частому посещению мероприятий клуба? (выберите не более 5 вариантов ответов и поставьте им оценку по 5-бальной шкале, где 5 – наибольшая важность) Другое (что именно)_____________________ 8. Недостойный имидж учреждения 7. Слишком низкая стоимость билетов 6. Слишком высокая стоимость билетов 5. Мне это не интересно 4. Это сейчас не модно 3. Низкое качество программ 2. Мало информации, рекламы 1. Оценка значимости Факторы Пример 8. Шкальные вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.ПримерНасколько Вы удовлетворены качеством проводимых концертов?1. да, удовлетворен полностью2. скорее удовлетворен3. скорее не удовлетворен4. не удовлетворен совершенно Виды вопросов в анкете По способу формулирования1. Прямой вопрос, направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента.Пример: - Почему вы часто пропускаете лекции?2. Косвенный вопрос, который связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации.Пример: Не секрет, что многие студенты Вашего курса крайне редко посещают лекции. Как Вы думаете, почему? Виды вопросов в анкете По функцииОсновные, их большинство, направлены на получение информации от респондентов.2. Контрольные вопросы защищают анкету от лживости.Бывает двух типов:1. Формируется другими словами тот же вопрос, который уже был.2. Задается такой вопрос, на который может быть дан только однозначный ответ. Виды вопросов в анкете 3. Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них.Начало и окончание фильтра обычно четко обозначается графически.Например: Следующие три вопроса только для студентов-психологов.Например: Обучаетесь ли Вы на психологическом факультете? Каково качество практических занятий по психологии общения? Виды вопросов в анкете 4. Вопросы-контактеры. Наиболее легки интерактивные вопросы, ответить на которые захотелось бы большинству респондентов. Функции этих вопросов:Формирование установок на сотрудничество.Стимулирование заинтересованности испытуемых.Введение респондентов в проблемы, обсуждение в анкете. Основные требования к формулировкам вопросов анкеты Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной формеНе превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондентаНе присутствуют ли в нем слова не понятные для респондентаНе задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента, не вызывает ли негативной эмоциональной реакцииНе слишком ли протяженный вопрос по размеруНе излишне ли детализированы ответы к нему Основные требования к формулировкам вопросов анкеты Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметахНет ли ошибки в логике изложенияОтносится ли вопрос ко всем или необходим фильтрНуждается ли вопрос в контроле, в каком именноКакой вид вопроса предпочтителен в данном конкретном случае Основные требования к формулировкам вопросов анкеты Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения, нужны ли ониИмеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к немуНе возникло ли искажений при перепечатке анкеты Структура анкеты Служебное поле В нем указываются дата заполнения, регион, Ф.И.О. интервьюера, другие данные.Данные служебного поля могут использоваться для верификации работы интервьюера. Служебное поле — это обычно верхняя часть анкеты, предназначена для кодировки анкет и учета другой служебной информации. Структура анкеты Введение. Введение служит связующим звеном между респондентом и интервьюером. Оно должнобыть четким, простым, лаконичным. В нем указывается цель исследования, информация о том, кто его проводит. Введение выполняет стимулирующую функцию посредством подчеркивания значимости ответа респондента, указания на материальные стимулы (призы, бонусы, участие в лотерее). Введение должно занимать не более ј листа формата А4 и содержать такие элементы:1. Представление, в котором указывается, кто проводит данное исследование;2. Описание целей исследования. Приводится для того, чтобы респондент представил, какого рода вопросы ему будут заданы;3. Стимулирование ответов. Приводятся доводы того, как результаты исследования помогут респонденту в дальнейшем, подчеркивается его персональная значимость, а также есть указания на анонимность.4. Образец заполнения анкеты. Процедура заполнения анкеты должна быть стандартной. Этопозволяет уменьшить количество ошибок, связанных с заполнением и обработкой анкеты, упроститьпроцесс кодировки и введения данных в ЭВМ. Структура анкеты Тело анкеты. В этой части раскрываются основные вопросы, на которые мы пытаемся поучить ответ в процессе исследования.Основные вопросы (6-10 вопросов). Структура анкеты Классификационная часть или социально-демографическаявопросы о социальном положении (пол, возраст, место жительства, семейное положение и др.) Эта часть в общем случае может разбиваться натри области.1. Область, где вопросы задаются непосредственно респонденту.Часто возникающей в этой части задачей является определение уровня дохода респондента. Доход можно определить такими путями:• определить род занятий респондента;• установить наличие определенных знаковых товаров у респондента, которые могут свидетельствовать об определенном уровне дохода.2. Область, которая заполняется интервьюером самостоятельно на основе визуальной информации. Это, обычно, возраст, пол и т. п.3. Название предприятия, адрес, контактный телефон. Принципы построения анкеты 1. . Нужно подумать о целях анкеты: вначале исследователь должен разработать план исследования (в котором сказано, что должно быть получено в результате и какими методами) и перечень его целей. Благодаря этому будет обеспечен охват исследованием всех необходимых моментов; кроме того, таким образом можно создать примерный перечень тем, который в конечном счете превратится в более четко сформулированные вопросы.2. Необходимо подумать о том, как будет проводиться анкетирование: способ проведения интервью влияет на формулировку вопросов. Например, если предполагается, что респонденты будут сами заполнять анкету, то в этом случае открытые вопросы дают, как правило, не очень хорошие результаты. Принципы построения анкеты 3. Следует подумать о стереотипной информации (служебное поле) и вступлении: в каждой анкете должно быть служебное поле (имя и адрес респондента, дата проведения интервью, имя интервьюера). Напишите вступление в самом начале анкеты. Позаботьтесь о том, чтобы из него была видна цель опроса, поскольку, если люди чувствуют, что интервью служит достойной цели, они легче идут на сотрудничество. 4. Необходимо продумать дизайн: место в анкете должно использоваться эффективно, чтобы она была понятной и легко читаема. Вопросы и варианты ответов следует располагать в стандартном формате и, если анкета будет использоваться на улице зимой, шрифт должен быть достаточно крупным, чтобы читаться. Там, где это необходимо, должно быть отведено свободное место для того, чтобы вписать комментарии открытым вопросам. Принципы построения анкеты 5. Следует заботиться о респонденте: вопросы должны свободно вытекать один из другого и быть сгруппированы по темам в логической последовательности.6. Необходимо продумать типы вопросов: интервью может быть структурировано путем включения в него разных по стилю вопросов. Исследователь может выбирать разные типы вопросов (открытые, закрытые) и варианты шкалы оценок. Принципы построения анкеты 7. Продумывая вопросы, нужно одновременно представить и возможные ответы: цель вопроса состоит в получении на него ответа, поэтому важно подумать и над возможными ответами, поскольку ответы, в свою очередь, могут влиять на форму вопроса.