Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования города Москвы Технический пожарно — спасательный колледж № 57 имени Героя Российской Федерации В.М.Максимчука


Формы и методы контроля уровней знаний и развития кадет 2-ого московского кадетского корпуса МЧС в процессе обучения информатикеДокладчик учитель ОИВТ Каплин В.Л. Контроль является неотъемлемой частью процесса обучения. Суть контроля состоит в выявлении уровня усвоения знаний кадет, который должен соответствовать обязательному  минимуму обучения. Функции контроля.  -воспитательная;-развивающая;-образовательная;-диагностирующая (главная). Виды контроля.Текущий- это систематическая проверка знаний на каждом уроке, т.е. оценка обучения на конкретном уроке, как составная часть урока. Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы или продолжительного времени обучения. При выставлении оценки периодического контроля, я обязательно учитываю оценки текущего контроля.Итоговый контроль- происходит на кануне перевода в следующий класс ,моя задача зафиксировать этот необходимый минимум  подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение. На уроках информатики мною используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры.В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания кадет, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.Наличие компьютерного класса позволяет дифференцировать и индивидуализировать контроль знаний. {B301B821-A1FF-4177-AEE7-76D212191A09}Без машинные способы контроля Смешанные способы Машинные способы контроля Традиционные способы -устный опрос-устная самостоятельная работа-выступление с сообщением- устный зачет- Блиц опрос -диктант-самостоятельная работа-контрольная работа-зачет-тест-экзамен-олимпиада -практическая работа-лабораторная работа Нетрадиционные способы -исследовательская работа-творческая работа-реферат-сочинение-соревнования (конкурсы, турниры, КВН)- конференция Формы контроля “машинный” “без машинный”. Устный опросПри фронтальном опросе за короткое время мною проверяется состояние знаний кадет всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется мною для:выяснения готовности класса к изучению нового материала,определения сформированности понятий,проверки домашних заданий,поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ. В процессе устного опроса я использую коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:обращение с вопросом ко всему классу,конструирование ответа,рецензирование ответа,оценка ответа и ее обоснование,постановка вопросов кадету самими кадетами,взаимопроверка,самопроверка. Письменный контрольОсуществляется в виде: диктантовконтрольныхпроверочныхсамостоятельных работтестоврефератов ДиктантДиктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов кадетами.Возможны различные варианты диктантов. На уроках информатики я использую компьютерный диктант, который позволяет проверить знания и умения одновременно.Приложение 1. Диктант по теме “Информация” Зачет Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым кадетом. Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого кадета характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности кадета, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения. Я считаю Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы кадет мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Я решаю, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных работ, какие знания и умения целесообразно проверять у какого кадета: всем мною даются индивидуальные задания. Кадет может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.Приложение 2. Примерные вопросы к зачету по теме “Информация”. Самостоятельная работа Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на: обучающую самостоятельную работуконтролирующую самостоятельную работуПриложение 3. Самостоятельная работа. Контрольная работаЦелесообразно проводить контрольные работы различного вида. Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений кадет по отдельной теме, курсу.Мною даетсяДомашняя контрольная работа 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении кадеты не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей. Каждому кадету дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.Приложение 4. Текущая контрольная работа “Информация”. Практическая работаДля закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач Лабораторная работаАктивизирует познавательную деятельность кадет, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с компьютерами. ТестВиды тестов которые я использую: Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Кадеты предлагают свой вариант ответа.Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.Тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д. Приложение 5. Тест по теме “Информация”. Я считаю что удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки кадет, а также понимание ими закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются мною в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает мне организовать работу по предупреждению отставания кадет.3. Предоставляет мне возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.5.Активизирует мышление кадет.6. Дает возможность мне как учителю критически оценить свои методы преподавания. Нетрадиционные виды контроляВ каждой теме мною выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем мною специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. КроссвордКроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки.Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. Приложение 6. Кроссворд “Информация, информационные процессы”. Викторина Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Оценка знаний учащихся. В России  4-бальная система отметок.«5»-владеет в полной мере;«4»-владеет достаточно;«3»-владеет недостаточно;«2»-не владеет. Критерии выставления отметок.«5»-безошибочно излагает материал устно или письменно«4»-обнаружил знания программного материала;«3»- обнаружил знания программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя.«2» имеет отдельное представление о материале. В устных и письменных ответах допускает грубые ошибки. ВыводКомпьютер - идеальное средство для контроля тренировочных стадий учебного процесса, т. к. компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика: они в значительной степени оказываются частным делом ученика. Учитель быстрее выявляет пробелы в знаниях, а ученик быстрее реагирует на свои ошибки и устраняет их.