Презентация: “Роль школьного музея в формировании национального самосознания школьников и компетенций, связанных с жизнью в поликультурном обществе”


“Роль школьного музея в формировании национального самосознания школьников и компетенций, связанных с жизнью в поликультурном обществе” Автор: Кучакова М.М.- учитель истории МБОУ СОШ п. Аскиз Школа – открытый социальный институт со своими традициями, философией развития, возможностями видеть и достигать желаемого будущего. Она формирует мировоззрение поколения XXI века Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Он проявляется в поступках и деятельности человека. Велика роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения, воспитании любви к Родине, родному краю. Нельзя не согласиться с утверждением С.В. Михалкова: “Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем”. Музей большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить наш поселок – малую Родину, способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности, учащихся в процессе сбора и обработки материала по истории. Впервые Базинская школа упоминается во Всесоюзной школьной переписи. Школа открылась 15 декабря 1927 года как учебное заведение первой ступени. Учителя занимались ликвидацией безграмотности среди населения. В селе Нижняя База в 1848 году была открыта изба-читальня, где первым “избачом” стал Чертыков Анатолий Павлович, а впоследствии многие годы проработал учителем в Базинской семилетней, восьмилетней и неполной средней школе. С 1969 по 1988 г.г. был директором и мечтал создать школьный музей, куда лично сам собирал и пополнял экспонаты. Школьный музей был открыт в 1995 году по инициативе директора Чертыкова Юрия Карповича и всех учителей Базинской неполной школы. Музей “Аланмай” по содержанию коллекций – историко-этнографический. К предметам основного фонда относятся экспонаты разделов: “Материальная культура и быт хакасов” (орудия труда, утварь, конское снаряжение, шкатулки-абдыра), картины учителя и художника А.П.Чертыкова, небольшая коллекция нумизматики, бонистики, награды. Вспомогательный фонд: фотографии участников ВОВ, тружеников тыла, участников современных войн; альбомы, стенды “Боевая и трудовая слава”, “Спортивная и культурная жизнь села”, “История школы и села”, “учитель и художник Анатолий Павлович Чертыков”. Музей “Панорама” основан в сентябре 2006 года под руководством Изирской Татьяны Петровны. В подготовке материалов для школьного музея участвовали учащиеся старших классов нашей школы. Ребята провели большую работу: посещали предприятия поселка, изучали историю становления предприятий, знакомились со страницами жизненного пути ветеранов. По окончании работы все материалы были собраны и представлены в альбомах. В музее мало предметов основного фонда, но собрано много экспонатов вспомогательного фонда, прежде всего фотографий. Музей не случайно носит название “Панорама”, так как в нем постарались предоставить все страницы истории поселка Аскиз, дать его панораму. Природа, культура и быт каждого народа по-своему самобытны и богаты, и цель одна – посеять и взрастить в душах детей любовь к родному дому, семье, природе, то есть любовь к Родине. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у детей представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми и т.д. Вот, где есть простор для исследовательской деятельности детей, учителей, родителей. Считаем, что музейная педагогика имеет свои перспективы, включающие в себя участие в различных социальных проектах, разработку и реализацию комплексной программы патриотического воспитания учащихся совместно с учителями, родителями. С помощью музейных средств можно приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Память о знаменитых людях села является лучшим примером и ориентиром для подрастающего поколения. Именно с уважения к своей истории, с любви к малой Родине берет начало патриотическое чувство у каждого из нас. Школьный музей не только расширяет кругозор, но и дает пищу для ума и сердца Основу формирования будущего гражданина необходимо закладывать в семье, продолжать формировать в школе и в последующей жизни. Музеи всегда служили развитию науки, просвещения, были надежным ориентиром в многообразном и сложном мире культуры. Школьным музеям дана возможность развивать свое творчество, широко пропагандировать традиции, обычаи, культурное наследие народов, обмениваться опытом работы с другими музеями, использовать в своих экспозициях новые современные технологии. Благодарим за внимание!