Влияние ручной мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста


Самообразование на 2015- 2016 уч. годЛогопеда КГУ СОШ№17 г. Экибастуза Легкой Ксении Владимировны  Тема: «Влияние ручной мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста» Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего школьного возраста через различные виды деятельности.Задачи:Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук, ритмичность;Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Улучшить общую двигательную активность;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов№План работы по самообразованию1. Изучить литературу по данной теме.2. Внедрить в работу с детьми.3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста».  5. Консультация для учителей « Развитие мелкой моторики у младших школьников».6. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.Форма отчётности:Сделать консультацию для учителей по развитию мелкой моторики у младших школьников.Провести анкетирование родителей.Составить картотеку пальчиковых игр.Формы работы: - совместная деятельность учителя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей.  Методы и приемы работы:Массаж, самомассаж кистей рукпальчиковая гимнастика, физкультминуткипальчиковые игры со стихами, со скороговоркамипальчиковый театрлепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГОразличные виды аппликацийрисование по трафаретамштриховкалабиринтыДидактические игрышнуровкаигры с мелкими предметамипазлы, мозаика. 1 ЭТАП  информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы:Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. Кольцова М.М «Развитие моторики»Елена Данилова «Пальчиковые игры»2 ЭТАП — внедрение в практику.3 ЭТАП —  представление опыта работы по теме.Выступление на педсовете.   Актуальность        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.         И, конечно, в младшем школьном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.Значение развития тонкой моторики рук в младшем школьном возрастеМелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторикиУпражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.Первая группа. Упражнения для кистей рукРазвивают подражательную способность;Учат напрягать и расслаблять мышцы;Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;Учат переключаться с одного движения на другое.Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статическиеСовершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.Третья группа. Упражнения для пальцев динамическиеРазвивают точную координацию движений;Учат сгибать и разгибать пальцы рук;Учат противопоставлять большой палец остальным.Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила: Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.Игровые задания должны постепенно усложняться.Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.Недопустимо переутомление ребёнка в игре.Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода.Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.  Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:"У сосны, у пихты, елкиОчень колкие иголки.Но еще сильней, чем ельник,Вас уколет можжевельник". Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:"Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там?Хватит ли меда всем нам до весны,Чтобы не снились голодные сны?«Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто,Есть в печи место.Будут-будут из печиБулочки и калачи".  Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной зимы".То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.   Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш,Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)Но я же играю с тобою, малыш,А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:"Прищеплю прищепки ловкоЯ на мамину веревку". Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:"Я катаю мой орех,Чтобы стал круглее всех". Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.  Показателями эффективности проекта будут считаться:Уменьшения количества детей с низким уровне речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.Преодоление дистанцирования родителей от школы, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию пальчиковых игр. Распространение результатовОпыт внедрения моего проекта может быть интересен другим образовательным учреждениям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами встает задача создание оптимальных психолога – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в школе и семье.В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически Диагностика Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.- Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги. Оценка результатов.  Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.Памятки и консультации для родителей.Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребенка. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития ребенка. Сначала все движения взрослый выполняет руками ребенка, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если ребенок затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.  Анкета для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников». 1.Знаете ли вы, что такое мелкая моторика ребёнка?(подчеркнуть)- Да.- Затрудняюсь ответить.- Нет.2. В каком возрасте нужно начинать её развивать?(подчеркнуть)- В младенчестве- 3-4 года- 7 лет.3.Какие игры используются для развития моторики рук дома? -------------------------------------------------------------------------------4.Какой нетрадиционный материал используется в работе?(подчеркнуть)- Крупа, природный материал- Пуговицы, бусины- Иголки , нитки.- Конструктор, мозаика. - Кубики , пирамидки, матрёшки.5. Где берёте информацию о видах развития мелкой  моторики?(подчеркнуть)- В школе- В ТВ.- В интернете.- Подсказывает своя интуиция.6.Как ребёнок выполняет задания игры?(подчеркнуть)- Пассивно.- Активно7. Как ребёнок воспринимает установку к игре?(подчеркнуть)- С первого раза.- Требуется многократное объяснение.- Требуется объяснение и показ действий .8.Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в школе. если да, то откуда?(подчеркнуть)-  Нет, не знаю-  Нет, не знаю, но что-то слышал от ребёнка.- Знаю, рассказал ребёнок, играем вместе.- Знаю, поинтересовался у учителей№Пальчиковые игры.КАРАНДАШКарандаш в руках катаю,Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчикБыть послушным научу.ОРЕХИНаучился два ореха Между пальцами держать.Это в школе мне поможетБуквы ровные писать.ПОМОШНИКЯ крупу перебираю,Мамочке помочь хочу.Я с закрытыми глазами Рис от гречки отличу.ДОРОЖКАЯ взяла горошкаВыложить дорожку,Чтобы бегали по нейЗайчики и кошки. Вот волшебный самолётОтправляется в полёт.Он планирует над партой.Ну а где же наша карта?Дети кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой.* * * Мы зажали карандаш,Отогнулся пальчик наш.Он теперь у нас пилот –Отправляется в полёт.Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.ОСЛИКОслик хвостиком качал,Чуть его не потерял.Ты качай – качай – качай,Но давай-ка не теряй.Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукойЧАСЫЕсть часы теперь у нас,Бьют исправно каждый час.Снизу маятник у них:Вправо-влево – так да тик.Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой. КАЧЕЛИРучку пальчиками взяли, Вправо-влево покачали.- «Что такое? Неужели Я попала на качели?»Дети зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукойКонсультация для учителей. «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста» «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.»Н.А.БернштейнС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им преодолеть. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки на основе исследований М.М.Кольцова в 1973г. делает важнейший вывод о том «… что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга» Недостатки развития мелкой моторики у детей с ОНР проявляются:• В нарушении точности, быстроты, переключаемости и координации движений;• Затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;• Невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;• Снижении двигательной памяти и самоконтроля;• Замедленности, застревании на одной позе.Всё выше изложенное указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР. Для развития мелкой моторики широко используются разнообразные материалы:• бумага;• наждачная бумага;• крупы;• песок;• пуговицы;• липучки;• молнии;• массажные мячики;• счётные палочки;• бусы;• шестигранные карандаши;• прищепки;• платочки и т.д. Благоприятное воздействие упражнений оказывает использование стихов. Использование стихов в упражнениях позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.При проведении упражнений для развития мелкой моторики необходимо соблюдать следующие правила:• если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;• играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;• запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;• работу проводить регулярно, систематически;• соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей 6-7 лет – 25 мин, 8-10 лет- 35 мин;• учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;• стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами.