Презентация по педиатрии на тему «Неотложные состояния новорождённых детей раннего возраста»


Тема занятия Дисциплина: МДК. 03.04 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в педиатрииПМ.03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе Специальность: 31.02.01 Лечебное дело Цели занятия: После изучения данной темы обучающийся должен сформировать профессиональные компетенции:ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию.ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Обучающийся должен иметь практический опыт: проведения клинического обследования при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;определения тяжести состояния пациента и имеющегося ведущего синдрома;проведения дифференциальной диагностики заболеваний;работы с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой; оказания посиндромной неотложной медицинской помощи; определения показаний к госпитализации и осуществления транспортировки пациента;оказания экстренной медицинской помощи при различных видах повреждений; Реанимация новорожденного при асфиксии клинический синдром, проявляющийся в первые минуты жизни затруднением или полным отсутствием дыхания у ребёнка, в основе которого лежит недостаток кислорода в крови (гипоксемия) и тканях (гипоксия) ребенка с одновременным накоплением в них углекислого газа (гиперкапния) удушье — неспособность дышать при наличии других признаков живорожденности Кроме нарушения дыхания отмечается угнетение безусловной нервно-рефлекторной деятельности и острая сердечно-сосудистая недостаточностьАсфиксия новорождённых Факторы риска:Заболевания матери, сопровождающиеся недостатком кислорода (анемия, сердечная и дыхательная недостаточность и др.).Акушерская патология (токсикозы, нефропатия беременных, быстрые роды, роды в ягодичном и тазовом предлежании, затяжные роды, использование акушерских щипцов и вакуум экстрактора, аномалии плаценты, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины вокруг шеи ребенка и др.).Органические поражения жизненноважных органов и (или) внутриутробное инфицирование плода.Воздействие неблагоприятных факторов (токсических, экологических, алкоголя, никотина, лекарственных средств и др.). Основные клинические симптомы асфиксии:Асфиксия легкой степени: общее состояние средней тяжести, отмечается умеренный цианоз кожных покровов новорожденного, мышечный тонус и рефлексы сохранены, брадипноэ, брадикардия.Асфиксии средней тяжести (синяя): общее состояние новорожденного тяжелое, кожные покровы резко циано-тичной окраски, мышечный тонус снижен, рефлексы угнетены, дыхание аритмичное с повторными остановками, брадипное, тоны сердца глухие, брадикардия, крик короткий, мало эмоциональный.Асфиксия тяжелой степени (белая): общее состояние новорожденного крайне тяжелое, кожные покровы резко бледной окраски с восковидным оттенком, мышечный тонус и рефлексы резко ослаблены или полностью исчезают, дыхание отсутствует, тоны сердца глухие, аритмичные, брадикардия до 60 в минуту, пуповина не пульсирует. Признаки0 баллов1 балл2 баллаОкраска кожиБледная или резко циано-тичнаяРозовая, акроцианозРозоваяМышечный тонусОтсутствует,конечностисвисаютСниженНормальный тонус, активные движенияДыханиеОтсутствуетБрадипноэ, не регулярноеНормальное дыхание, громкий плачСердцебиение, ЧССОтсутствуетБрадикардия, менее 100 в мин.Ритмичное, 100 - 140 в мин.Рефлекторная возбудимостьОтсутствуетОдиночные, активные движения, гримасыАктивные движения, сильный крикШкала Апгар Реанимация новорожденных с асфиксией Первый этапПервичная обработка новорожденного проводится всем новорожденным детям и должна длиться не более 20 секунд: при рождении головки ребенка быстро отсосать содержимое изо рта и носа; отделить ребенка от матери; поместить ребенка под источник лучистого тепла и быстро, тщательно обтереть его теплой стерильной пеленкой; придать ребенку правильное положение (слегка запрокинуть головку, подложить под плечи валик); освободить дыхательные пути (повторно отсосать слизь из полости рта и носа); простимулировать дыхание {тактильная стимуляция); произвести оценку ребенка по трем жизненно важным критериям (дыхание, частота сердечных сокращений, цвет кожных покровов). Оценка этих показателей дает необходимую информацию и определяет дальнейшую тактику персонала. Оценка показателей жизненно важных функцийОценка дыхания. Если оно нормальное, переходят к оценке частоты сердечных сокращений. Если дыхание неравномерное (типа «гаспинг» или апноэ), то проводят искусственную вентиляцию легких.Оценка частоты сердечных сокращений (ЧСС). Если ЧСС более 100 ударов в минуту - перейти к оценке цвета кожных покровов. Если менее 100 - проводят ИВЛ.Оценка цвета кожных покровов. Если есть генеоализованный цианоз, ребенку проводят оксигенотерапию и парентеральное введение лекарственных средств под контролем лабораторного мониторинга (оценка кислотно-основного состояния крови и гематокрита). Искусственная вентиляция легких (ИВЛ) с помощью маски и дыхательного мешка Второй этап Искусственная вентиляция легких (ИВЛ) с помощью дыхательного мешка Второй этапИВЛ проводят новорожденным с неэффективным дыханием типа «гаспинг» или апноэ.Оценка эффективности вентиляции легких проводится на основании экскурсий грудной клетки, частоты сердечных сокращений, цвета кожных покровов Искусственная вентиляция легких (ИВЛ) с помощью маски Второй этап При ЧСС меньше 80 в минуту переходят к НМС.Непрямой массаж сердца проводится для улучшения кровотока и оксигенации и сопровождается проведением ИВЛ с маской и 100% концентрацией кислорода Третий этап Методика НМС: с помощью больших пальцев обеих рук; с помощью 2-3-го пальцев рабочей руки.При проведении непрямого массажа сердца новорожденному производится надавливание двумя пальцами на нижнюю треть грудины в ритме 120 в минуту на глубину 1,5-2 см.Оценка эффективности непрямого массажа сердца проводится по ЧСС и цвету кожных покровов. План уходаСоздать комфортные условия для ребенка (по возможности, перевести его в стерильный бокс):обеспечить ему температурную защиту, предупреждать его охлаждение и перегревание, использовать теплое стерильное белье;создать возвышенное положение в кроватке;соблюдать асептику и антисептику при уходе и выполнении манипуляций (профилактика внутрибольничной инфекции);бережно выполнять все манипуляции, как можно меньше тревожить, обращаться с ним с большой осторожностью.Осуществлять постоянное мониторирование ребенка, специализированный уход и медицинское документирование сестринского процесса:контроль состояния (регистрация характера и частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, цвета кожных покровов, наличие рефлексов), учет объема и состава получаемой жидкости (питание, инфузионная терапия),контроль массы тела 2-4 раза в сутки. План ухода(продолжение)Дробная термометрия каждые 2 часа.Частая смена положений ребенка во избежание застойных явлений.Своевременная санация трахеобронхиального дерева (отсасывание секрета для обеспечения свободной проходимости дыхательных путей).Оксигенотерапия по показаниям.Проводить ревизию и туалет кожных покровов, слизистых оболочек, пупочной ранки.Взятие материала для лабораторных скрининг-программ.Строго выполнять врачебные назначения.Взаимодействовать в бригаде со специалистами. Вопросы к кроссворду:1. Неотложное состояние, которое может развиться у новорожденного ребенка.2. Синдром, проявляющийся при перинатальном поражении ЦНС, спазмофилии и гипертермии.3. Неотложное состояние, развивающееся при нарушении деятельности сердечнососудистой системы.4. Реакция организма на введение инфекционного агента.5. Неотложное состояние, развивающееся у ребенка, страдающего спазмофилией.6. Заболевание, при котором возможно развитие гипергликемической комы.7. Острая сердечнососудистая недостаточность.8. Шок, проявляющийся как острая аллергическая реакция организма.9. Заболевание, при котором развивается «ложный круп».  1А  С Ф И К С ИЯ  2.СУДОРОЖНЫЙ  3.ОБМОРОК  4.ГИПЕРТЕРМИЯ  5.ЛАРИНГОСПАЗМ  6. РЕЛАН И УМ  7.К ОЛЛАП С 8.АНАФИЛ АКТИЧЕСКИЙ  9.ЛАРИНГИТ  ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ Назовите медицинским термином следующие определения.Тяжелое расстройство дыхания, нервной деятельности и кровообращения-Временная остановка дыхания-Снижение PH крови из-за недостаточности вентиляции легких-Пониженное содержание кислорода в крови-Недостаточное снабжение тканей кислородом-Повышенное содержание в крови углекислого газа-Экстракорпоральное насыщение крови кислородом-Синюшный оттенок кожи и слизистых оболочек, обусловленных недостаточным насыщением крови кислородом-Уменьшение просвета кровеносных сосудов, обусловленное повышением тонуса сосудистой стенки-Введение в гортань и трахею трубки для искусственной вентиляции легких, для проведения наркоза и восстановления проходимости дыхательных путей- Эталон терминологического диктантаАсфиксия.Апноэ.Ацидоз.Гипоксемия.Гипоксия.Гиперкапния.Оксигенация.Цианоз.Вазоконстрикция.Интубация. Круп(Стенозирующий ларингит)Круп(Стенозирующий ларингит)- это острое заболевание,хар-ся нарушением проходимости дыхательных путей в области гортани и развитием явлений дыхательной недостаточности. Виды крупа 1) Истинный круп  У больного дифтерией появляется охриплость голоса, явления болезни быстро нарастают. Если не будет оказана своевременная помощь, может наступить смерть. 2) Ложный круп  Встречается у детей до 7—8 лет, обычно при наличии таких предрасполагающих моментов, как повышенная нервная возбудимость, склонность к спазмам.  Наиболее часты заболевания в холодное время года.


Механизм развитияСтеноз в области голосовой щелиОтек подсвязочного пространстваСкопление мокроты в просвете гортани Клинические проявленияОсиплость голосаГрубый «лающий» кашельЯвления дыхательной недостаточностиРебенок беспокоен и мечется в кроваткеПоявляются инспираторная одышка, цианозВ акте дыхания участвуют вспомогательные мышцы: крылья носа, межреберные мышцы, диафрагма Первая помощь при«ложном крупе»Уложить ребенка с приподнятым головным концомРасстегнуть стесняющую одеждуОбеспечить доступ свежего воздухаСоздать спокойную обстановкуПровести отвлекающую терапию(поставить горчичники на икроножные мышцы, провести ручные и ножные ванны(t=38` С)Провести паровые ингаляции с добавлением эуфиллина,соды,отхаркивающих трав(чередуя их)Внутривенно или внутримышечно ввести лазиксВнутримышечно или подкожно ввести эфедринВ тяжелых случаях-ввести преднизолон внутривенно или внутримышечноПровести кислородотерапию Помощь при ларингоспазмеЛарингоспазм-чаще всего возникает при плаче или испуге, происходит спазм голосовой щели,который протекает с частичным или полным закрытием голосовой щели. Он проявляется звучным или хриплым вдохом,напоминающий петушинный крик и остановкой дыхания от нескольких секунд до 1-2 минут. В этот момент ребенок сначала бледнеет, потом у него появляется цианоз, потеря сознания, присоединяются клонические судороги. Неотложная помощь при ларингоспазмеУложить ребёнка на ровную твёрдую поверхность.Лицо и тело ребёнка взбрызнуть холодной водой, или вызвать раздражение слизистой оболочки носа (пощекотать ватным жгутиком, подуть в нос, поднести ватный шПосле восстановления дыхания провести кислородотерапиюарик с нашатырным спиртом, или шпателем нажать на корень языка) Обязательно ввести внутривенно глюконат кальцияПри отсутствии эффекта провести интубацию или трахеотомиювнутривенно глюконат кальцияПри отсутствии эффекта провести интубацию или трахеотомиюПри остановке сердца – провести непрямой массаж сердцаПосле восстановления дыхания провести кислородотерапию Бронхиальная астма - этоаллергическое заболевание, характеризующеесяповторяющимися эпизодами обструкциибронхов, в основе которого лежит иммунноевоспаление дыхательных путей игиперреактивность бронхов.Приступ БА проявляется экспираторной одышкой, спастическим кашлем,чувством стеснения в груди, свистящими хрипами в лѐгких, слышимымина расстоянии. Кожные покровы становятся цианотичными, влажными.Больной занимает вынужденное полусидящее положение с упором наруки. В конце приступа начинает отходить слизистая вязкая мокрота.Патогенетически в основе приступа лежат: спазм бронхов, отѐк слизистойоболочки дыхательных путей, повышенная секреция и скопление вязкойслизи в дыхательных путях Неотложная медицинская помощь.1. При лѐгком приступе Б А-удаление причинно значимых аллергенов (шерсть домашнихживотных, пыль и т.п.);-введение двух-четырѐх доз бронхоспазмолитических средств, с помощьюдозирующего аэрозольного ингалятора спейсера (сальбутамол, беродуал,беротек) или с помощью небулайзера:-вентолин 1-2,5 мл на ингаляцию-беротек 10-15 капель на ингаляцию- беродуал 10-20 капель на ингаляцию на 2,5-3 мл физ. раствора в чашечкунебулайзера.Отвлекающие горячие ножные ванны; Через 20 минут оценить эффектбронхолитиков.Если приступ купирован, рекомендуются ингаляции бронхоспазмолитиковкаждые 4-6 часов. 2. При средне-тяжѐлом приступе, БА:Стартовая терапия как при лѐгком приступе (лучше через небулайзер)- эуфиллин в/в струйно, медленно на 0,9% NaCl, в дозе 0,15-2 мл/кг.Оценить эффект терапии через 20 минут. При положительном эффектепродолжить бронхоспазмолитики каждые 4 часа (со спейсером илинебулайзером).- при отрицательном эффекте в/м преднизолон 2 мг/кг. 3. При тяжѐлом приступе Б А- преднизолон 2 мг/кг в/м;- оксигенотерапия (через маску или носовой катетер);- бронхоспазмолитики через небулайзер.Все дети со среднетяжѐлым и тяжѐлым приступами БА обязательногоспитализируются.Обрати внимание: больного с Б А транспортируют в положении сидя, непрекращая кислородотерапию. Факторами неблагоприятного исхода42приступа БА является ей тяжѐлое течение, возраст 12-16 лет, сочетание БАс эпилепсией.