Презентация на тему Невьянская икона 10 класс


Невьянская икона Урал становится в XVIII веке своеобразным консервантом древних обычаев, древнерусских традиций, так как густо был населен старообрядцами. Возникший в 1619 году г. Невьянск (вотчина Демидовых) стал в XVIII веке одним из центров горнозаводского Урала, сосредоточившим религиозные и художественные силы старообрядчества. Потребность в иконах была высока, поэтому в Невьянске возникает старообрядческое иконописание, о существовании иконописной школы в г. Невьянске, а не просто иконописной мастерской говорит следующее: преемственность в передаче из поколения в поколение иконописного мастерства (династии иконописцев – Богатыревых, Чернобровиных, Романовых); наличие излюбленных иконографических сюжетов. Прежде всего ценились Строгановские иконы. Старообрядцы их признавали и скупали в большом количестве. Так возникло целое иконописное направление, ориентированное на Строгановское, которое получило название «невьянское». «Покрытые потемневшей олифой, невьянские иконы нередко принимали за Строгановские. Их действительно сближают удлиненные пропорции фигур, изысканность поз, тонкость письма, обилие золотых пробелов… Строгановские иконы писались на оливково-зеленых или охристых фонах, в них более умеренно применялось золото». Невьянцы же прибегали к сплошному золочению. Листовое золото наносилось на полимент красно-коричневого цвета, которым предварительно покрывался левкас. Полимент придавал золоту насыщенный теплый тон. Оно заполняло средник и поля, разграниченные тонкой цветной или белильной отводкой, изображение оконных переплетов, куполов и шпилей архитектурных построек сияло в нимбах. Блеск его перекликался со светом твореного золота, моделирующего объемную пластику полихромных драпировок, а в особой группе икон, с врезанными в средник литыми медными складнями и крестами. Благородный металл обогащался увеличением, гравировкой, узорами. Колорит невьянских икон примечателен декоративностью.Богоматерь Одигитрия Невьянцы использовали следующую технологию создания иконы:Основа – липовая доска – продольный распил.Просушка доски.Вырубание ковчега (иногда с двух сторон).Проклейка (клей мездровый).Наклейка паволоки..Левкашение.Письмо темперой.Нанесение золочения: листовое золото или твареное.Нанесение ассиста.Нанесение защитного слоя лаком или олифой.Промачивание обратной стороны олифой или чесночным соком.Наложение оклада (латунь, серебро, золото, белая жесть) драгоценные камни. Стилистические особенности:Сплав древнерусских традиций иконописи с реалистическими завоеваниями XVII века в изображении интерьера и пейзажа.Многофигурная композиция.Невьянский тип лика.Иконы полихромны. Обильное использование всех оттенков красного цвета.Использование обильного золочения: листовое золото, чернения.Обилие деталей. Их тщательная прорисовка.Эволюция иконы от сакраментального явления в сторону декоративного искусства, роскошной вещи.Использование элементов уральской народной кистевой росписи при изображении одежда и драпировок.Отображение уральской природы. В невьянской иконе нашли отражение разные стили искусства: барокко, классицизм, романтизм, реализмСтиль барокко: 1). пышные золотые картуши, обрамляющие золотые же надписи на темно- красных фонах,2) «составленные» из выгнуто- вогнутых завитков вычурные троны,3) тяжеловесные узорчатые драпировки, открывающие перспективные сокращения архитектуры и фигур дальних планов,4) беспокойные вьющиеся линии облаков и горизонтов,5) сложная полихромная орнаментика одежд с часто встречающимися колоколообразным цветком и рогом изобилия. Невьянская школа периода ее расцвета хронологически совпадает с развитием в русском искусстве классицизма, который внес в ее стилистику свою долю.На рубеже XVIII- XIX вв в архитектуре Урала начинается становление классицизма. На всей территории Южного Урала строятся ротондальные храмы. Так и в нашем городе в конце XVIII в начинается строительство Свято – Введенской церкви по проекту архитектора Матвея Казакова. Невьянские мастера этого времени пишут заказные иконы и для ампирных интерьеров. Поэтому архитектурные фоны в самих иконах классицизируются, приобретают сходство с интерьерами ротондальных храмов, закрепляются четкими контурами , где наблюдается ясный ритм архитектурных вертикалей и горизонталей . Захватили невьянскую икону и веяния романтизма, хотя четких формальных признаков романтизм в иконе не имел и терялся в стилистике барокко, но черты романтизма отражение в драматическом мировосприятии, "религиозном пессимизме" старообрядцев, ощущавших себя изгнанниками церкви и государства. О романтическом мироощущении невьянских иконописцев говорят и золотые небеса, под светящимся "божественным сфумато" которых возникает символизированный образ природы; и сцены поклонения волхвов, искушения Иосифа, борьбы Ангела, происходящие в саду у заросших вьющейся зеленью туфовых руин, напоминающих о бренности земной жизни; и совершающееся в уютной пещерке, похожей на искусственный грот в горной породе, омовение младенца. Романтичны виды естественной природы - долины с пасущимися у рек стадами, обрывы со свисающими корнями и травами, рукотворные парки, огражденные стройными решетками и вазонами на столбах». Иоанн Богослов в молчании, со святыми на полях. Конец XVIII в. В невьянской иконе все больше проявляются черты реализма:1. Многие мотивы, пришедшие в русскую иконографию из западных лицевых Библий и эстампов еще в XVII в., оказались созвучны местным уральским реалиям. Так икона "Рождество Богоматери" уподобилась горизонтальной картине, сюжет которой развивается в анфиладах ампирного дворца. Ангелы предстали Аврааму в живописном "английском" парке перед богатым особняком, намекающим на среду обитания заводчиков и начальников рудников.2.На иконах появляется характерный уральский ландшафт с обыгрыванием горок-лещадок как выходов горных пород, "каменных палаток", поросших хвойными деревьями. Берега Иордана напоминают всхолмленные берега Уральских рек. 3.Реалистические тенденции проявились и в отражении местного, характерного для края этнического типа, например, «вогульские» (манси) черты в облике Саваофа, Иисуса Христа, Николы, Богоматери, что отчасти сближает икону, правда более демократического уровня, с пермской деревянной скульптурой Обретение Креста Господня на источник. Вторая четверть — середина XIX в. Троица Ветхозаветная 1811 г. Распятие с предстоящими, двумя чудотворными Богородичными образами и избранными святыми на полях Невьянская икона остается уникальным явлением в культуре Урала, она вобрала в себя традиции лучших школ иконописи XVI – XVII веков, что уральская старообрядческая икона оказалась сплавом традиций и нововведений, хотя изначально должна была строго сохранять устои « древнего благочестия».Невьянские мастера создали свой уникальный стиль, основывающийся на традициях народной культуры Урала, что дает возможность утверждать, что произведения уральских иконописцев – это не подражание известным иконам Москвы, Новгорода, Ярославля и произведениям западноевропейской живописи; уральская старообрядческая икона – это самобытное, удивительные по красоте произведения русской живописи XVII – начала XXв.