презентация.подготовка к егэ и гиа. выразительные средства языка.


Урок русского языка .Подготовка к ГИА и ЕГЭ по теме «Лексика и фразеология. Выразительные средства языка» Выполнила : учитель русского языка и литературы Архипова МЮ МБОУСОШ №70 Цели и задачиПовторить и систематизировать пройденное по теме «Лексика и фразеология . Выразительные средства языка» Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения. Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся1. Организационный момент.2.Актуализация знанийУстановочная беседа.Знакомство учащихся с целью урока.Психологический настрой. Слушают учителя.Слушают учителя Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся3.Изучение нового материала1.Словарный диктант « по цеп очке»2.Повторение раздела «Лексика и фразеология».Беседа.Презентация.Читают слова ,из подготовленного дома диктанта.Вспоминают правило , которому подчиняются слова.Отвечают на вопросы.Работа с презентацией. Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаа)Основные группы слов.Работа со слайдами.Б)Фразеологизмы.Беседа с использованием слайдов. Составляют схему основных групп лексики.Работа со слайдами Называют известные фразеологизмы,дают лексическое значение .Работа со слайдами Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученика4.Закрепление.1 Работа с приложением № 1.2. Занимателная лингвистика(Работа со слайдами)Определяют слова по их лексическому значению.Словарная работа.Работают со словарями.Определяют лексические группы слов.Работа со слайдами Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся5.Контроль Объяснение приемов работы с текстом.Консультации по использованию программного материала.Тестирование.Решение кроссворда.Ответы на вопросы теста. Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаДеятельность учителя Деятельность учащихся3. Работа с выразительными средствами языка . ПриложениеОпределение выразительных средств языка и их роли в предложении или тексте. Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся6.Домашнее задание.Объяснение учителем домашнего задания.Составить текст по схеме о роли фразеологизмов в речи.2.Составить текс т о роли лексики .3.Составить текст о роли выразительных средств речи. Приложение.Работа с текстом1. Выразительное чтение текста:(1) Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология.(5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие.(6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело – ценности культурные и нравственные. (8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…(9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия "экология культуры".(10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое. (11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти.(12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.(13)Многое зависит от отношения к языку. (14) Иначе и быть не может!(15) В самом деле.(16) Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Работа с текстомискусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. (18) Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине.(19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону.(20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (21) Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.(22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. (По Л.И. 3. Что вам известно об авторе данного текста? Задания к тексту2. Объяснение значений слов и выражений ("генетический код", "экология культуры", "нравственные ценности" и др.) 3. Что вам известно об авторе данного текста?4. Кто впервые использовал понятие "экология культуры"? (Двадцать лет назад Д. С. Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте — "экология культуры", "нравственная экология". Он писал: "...Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы".) В последние годы все чаще ставится вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.5. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста? Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты литературного языка.Экология культуры – относительно молодая дисциплина. Задания к тексту6. Определите стиль и тип речи текста.научный стиль; рассуждение с элементами повествования;публицистический стиль; рассуждение;разговорный стиль; рассуждение;художественный стиль; рассуждение и описание7. Укажите значение слова дейсвенная (предложение 12). (17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе данного текста?способная воздействовать, активная;глубокая, всепоглощающая;находящаяся в постоянном движении;настоящая, подлинная. Задания к тексту.8. Прочитайте фрагмент проекта сочинения, написанного на основе прочитанного вами текста. (Приложение 4) В этом фрагменте анализируются стиль текста, средства выразительности языка, использованные автором и др. Но, к сожалению, некоторые важные слова "потерялись". Восстановите текст, вставьте на места пропусков названия средств выразительности, цитаты из текста, определите роль названных средств выразительности и другие особенности текста. Запишите в тетрадь получившийся КроссвордЗадание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф. кроссвордЗадание 2. Кроссворд 2По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. – Как можно назвать этот кроссворд? «Снежинка»Задание 3– Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе? Выявите лексические ошибки в предложениях В правой деснице Игорь держал меч.Госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.На бал съехались все богатые дворовые, владельцы окрестных усадеб.Онегину грозило разорительство.Руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, Долохов и другие товарищи.Покупки Чичикова доставили чиновникам больше неприятства. лексическое значениеОднозначное имеют связь междуотдельными значениямидерево Кисть – по формеМногозначное
ppt_wr

ppt_wr

style.rotation
ppt_wr

style.rotation РАЗМИНКАЗАПИШИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию2. Словарный состав языка3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению4. Основная единица языка5. Слова, противоположные по лексическому значению6.Что такое лексические нормы?СИНОНИМЫ2. ЛЕКСИКА3. ОМОНИМЫ1. СИНО4. СЛОВО5. АНТОНИМЫ6. НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛОВ








Лексикаактивного и пассивного употребленияАктивная(используемая повседневно)Пассивная(используемая ограниченно)общеупотребительнаянеологизмыдиалектныесловапрофессиональныесловаустаревшиесловажаргоннаялексика








Словарная работа. человек, который противится нововведениям (К).направление развития (Т).система взглядов на природу и общество (М).одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).синоним к слову “первенство” (П).антоним к слову “лаконичный” (М). онимсинантомлучитьсяискритьсяблестетьсветитьсиятьсмеятьсяплакатьбольшоемаленькоелуклукимяАбонемент –абонент Злой - злостныйпарВВЕРХВНИЗ














(Контекстуальными синонимами называют слова, сближающиеся по значению только в определенном контексте. Например: Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. (И.Гончаров);Контекстуальные антонимы — это слова, приобретающие про­тивоположные значения в определенном контексте. Например: Погнался за крохою — потерял ломоть (поговорка). ПаронимыДраматический -Дружеский -Существо -Единственный -Злой -Искусно – Заглавный – Наследие –Безответный -Пустошь -…(драматичный).…(дружелюбный).…(сущность).…(единый).…(злостный).…(искусственно).…(главный).…(наследство).…(безответственный).…(пустырь).









Из приведенных паронимов выберите нужное слово. 1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодыхрастений3) (Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.4) Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов 1) Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.2) Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.2) Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.4) Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.5) Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.6) Обратившись к гостю программы, ведущий сказал: «Я бы хотел задать вам личностный вопрос».7) Переселение жителей деревни тоже связано с огромными затратами, а кроме того, с драматической ломкой судеб людей, вынужденных оставить родные места.8) Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала.9) Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.10) В канцелярии постоянно сновали с деловитым видом чиновники.11) Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.12) “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, - сказал старик13) В политике двойственные стандарты неприменимы...14) Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.15) Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле. ФразеологизмыСвойства1. Цельность значения2. Устойчивостьнельзя вставлять,заменять, убирать слова 3. Выступает в роли одного члена предложения Мы заблудились в трех соснахПросторечныедойти до ручкиКнижныепойти по стопамРазговорныесквозь зубыНейтральныеправое дело





Художественные приемыЛететь стрелой.Грош цена в базарный день.Вырос до неба.Капля в море.Как за каменной стеной.Нет живого места.От горшка два вершка.СравнениеЛитотаГиперболаЛитотаСравнениеГиперболалитота лексикафразеологизмысинонимыантонимыоднозначныемногозначныепрямоепереносноепаронимыомонимы









ПодумайВ одном значении синоним слова изъян, в другом - синоним слова дефицит.Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначающего большое количество.В одном значении синоним слова уникальный, в другом — антоним слова густой.В одном значении антоним слова тесный, в другом — синоним слова размашистый.Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя.Синоним слова язык и омоним слова, обозначающего одну из частей речи.Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав.Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке.Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию, к шахте и к дереву.Ответ: 1) недостаток; 2) тьма; 3) редкий; 4) широкий; 5) ласка; 6) наречие; 7) бор; 8) рукав; 9) ствол.