Презентация Подготовка к ОГЭ Задание 3 Анализ средств выразительности


Текст как речевое произведение Основные средства связи между предложениями в текстеОГЭ : Задание №3 Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительностиУчитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.МосквыКоролева Ольга Олеговна


Текст является результатом речевой деятельности и представляет собой группу предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловую целостность текста обеспечивает наличие определённой темы. В зависимости от объёма текста, тема может включать и микротемы (минимальные речевые единицы). Показатель микротемы в тексте — абзац. Как правило, абзацное членение текста связано с количеством микротем. Смысловая целостность текста — это реализация замысла пишущего или говорящего, то есть основной мысли текста. В композиционной стройности работы проявляется умение логично, последовательно и связно выстроить изложение, правильно разделить текст на абзацы, обоснованно использовать языковые средства логической связи. Важно!!! Обратите внимание на основные средства связи между предложениями в тексте: это поможет избежать речевых ошибок и недочётов, а впоследствии - успешно выполнить задание на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. 

Средства связи предложений в текстеВыделяют следующие средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические.  К лексическим средствам относятся синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, лексический повтор. Например: На киностудии снимали новый фильм. В фильме должна была быть такая сцена. 

К лексическим средствам связи относятся:{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}1 Слова одной тематической группыЗима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. 2Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных словМы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными. 3Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи. 4Антонимы (в том числе контекстуальные)Недруг поддакивает. Друг спорит. 5Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи. Морфологические средства связи: местоимения, частицы, союзы, союзные слова, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий. Например: В приоткрытую дверь избы дрессировщик впустил медведя. И тут произошло неожиданное. 

К морфологическим средствам связи относятся:{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}1 Союзы, союзные слова и частицы в начале предложенийЗа окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно. 2Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложенийЯзык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. 3Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениямСлева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. 4Единство временных форм глаголов-сказуемыхНочь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды. 5Использование степеней сравнения прилагательных и наречийМесто было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя. Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было. Среди синтаксических средств связи выделяют синтаксический параллелизм (несколько предложений с одинаковым (сходным) порядком членов предложения), парцелляцию (фрагменты предложения, графически оформленные как самостоятельные синтаксические единицы). Например: — Да удавчик. Двухлетний всего. Два метра длиной только! — объяснил мне товарищ. (С. Баруздин) До седых волос певец добивался такой песни, которая бы полюбилась всем. И старым и малым. Жизнерадостным и печальным. Задумчивым и бездумным. (Е. Пермяк) 

К синтаксическим средствам связи предложений относятся:{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}1 Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложенийЮность — время надежд. Зрелость — пора свершений.2Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложенияЛюбить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. 3Использование неполных предложений— Знаете, о чем мы спорили? — О литературе, музыке, живописи. 4Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросовВо-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать. Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?5Использование прямого и обратного порядка словЯ приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя. Попробуйте определить средства связи в следующих фрагментах текстов. Фрагмент 1 (1) Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. (2) Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. (3) Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснется губами к деревьям. (4)Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах!  (5) Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной.   (6)  Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему, как он того заслуживал.   (7) Слишком часто, даже в старости, ему давали понять, что он "бедный родственник" в датской литературе и что ему - сыну сапожника и бедняка - следует знать свое место среди господ советников и профессоров. (8) Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. (По К. Паустовскому)  Фрагмент 2 (1) Когда он утром подошел к столу, то увидал огромный букет мимозы. (2) Они были такие хрупкие, такие желтые и свежие, как первый теплый день! (3) – Это папа подарил мне, - сказала мама. (4) – Ведь сегодня Восьмое марта. (5) Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6) Вчера вечером помнил, и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. (7) Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. (8) Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! (9)Обещаю расти умным и всегда тебя слушаться». (По В. Железникову)  Фрагмент 3 (1) ...Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (2) Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. (3) Они были похожи на траву. (4) Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. (5) Может быть, никакого хлеба и не будет. (6) Но трава начала сворачиваться в трубку. (7) — Скоро наш хлеб зацветет, — говорила мать. (8) Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом. (9) А может быть, как вишня, покроется белой метелицей... (По Ю. Яковлеву)  Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительностиЗадание №3
Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.
1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).





Образец выполнения задания №3Задание Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц.Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом.“Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?” - сказала Нина.Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской.Обоснование ответаВ первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).Во втором предложении есть сравнение (как дождь). Это и будет ответом.В третьем предложении есть фразеологизм (валять дурака).В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.





Выразительные средства лексики и фразеологииВыберите правильный ответ.Вопрос № 1 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.


Вопрос № 2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды."У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.Вопрос № 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.  Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.Я насквозь просмоленный, как птица клёст.Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.




Вопрос № 4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.Характер у неё был вулканического происхождения.Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.Вопрос № 5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.Я понял, что судьба моя висит на волоске.Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.По каменистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.




Вопрос № 6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.Вопрос № 7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.




Вопрос № 8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.На жемчужном небе - перистые облака рассвета.Вопрос № 9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.




Вопрос № 10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.ОТВЕТЫ:1-32-23-14-25-26-27-18-29-410-4







Использованные материалыhttp://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearchhttp://www.onelegend.ru