Презентация аттестационной работы Межпредметные связи при обучении технологии


АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Межпредметные связи при обучении технологии   Выполнила:слушательница курсов по программе «Содержание и методика преподавания технологии»Сичевая Вера Анатольевна,МБОУ СОШ № 30 им. Колдунова А.И. г. Электроугли Ногинского р-на Московской областиНаучный руководитель: к.п.н., Нагель Ольга Ивановна Цель работы – выявление взаимосвязи между школьными предметами и реализация межпредметных связей на уроках технологии в основной школе. Задачи: проанализировать научную и методическую литературу по теме;раскрыть понятие «межпредметные связи»;проанализировать процесс использования межпредметных связей на уроках технологии;определить роль и место использования межпредметных связей на уроках технологии;разработать методические материалы, позволяющие показать значимость использования межпредметных связей на уроках технологии в основной школе. Методы исследования:анализ теоретических источников по теме выпускной аттестационной работы;наблюдение;анализ учебной деятельности.Практическая значимость исследования Методические материалы данной работы могут применяться при организации учебно-воспитательного процесса на уроках технологии в основной школе. Содержание  Введение Глава 1. Межпредметные связи в образовательном процессе основной школы 1.1. Возникновение и развитие педагогической идеи межпредметных связей 1.2. Понятие, классификация, функции межпредметных связей 1.3. Роль учителя в организации межпредметных связей Глава 2. Выявление и реализация межпредметных связей на уроках технологии2.1. Пути и приемы реализации межпредметных связей2.2. Методика реализации межпредметных связей2.2.1. Физика и технология 2.2.2 Математика и технология 2.2.3 Геометрия, черчение и технология 2.2.4 Химия, биология и технология 2.2.5 Иностранный язык и технология 2.2.6 ОБЖ и технология Заключение Интегрированный урок по технологии и черчению Список использованной литературы   Определение понятия В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся обобщенных знаний и умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие знания и умения, сформированные в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности. Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. Классификация межпредметных связей Формы Типы Виды По составу СодержательныеОперационныеМетодическиеОрганизационные По фактам, понятиям, законам, теориям, методам наукПо формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциямПо использованию педагогических методов и приемовПо формам и способам организации учебно-воспитательного процесса По направлению ОдносторонниеДвусторонниеМногосторонние Прямые,обратныеили восстановительные По способу взаимодействия Хронологические2) Хронометрические ПреемственныеСинхронныеПерспективныеЛокальныеСреднедействующиеДлиннодействующие Функции межпредметных связей Методологическая функция Образовательная функция Развивающая функция Воспитывающая функция Конструктивная функция Для успешной реализации межпредметных связей учитель должен:знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;иметь представление о структуре построения и функционирования дидактической системы межпредметных связей;знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения. Методика обучения учащихся использованию межпредметных связей Основная цель 1 ступень Воспроизводящая Обучение учащихся использовать знания, полученные на естественнонаучных дисциплинах 2 ступень Использования знаний Обучение учащихся переносу знаний из предмета в предмет 3 ступень Обобщающая Обучение учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений, изучаемых на уроках Закономерные связи между учебными дисциплинами технологического цикла По направлению связей Связи предшествующие и последующие 2. По типу взаимодействия знаний Связи развития и функционирования 3. По характеру результата взаимодействия знаний Связи порождения и преобразования 4. По составу содержания знаний Связи между одноименными и разноименными компонентами знаний 5. По способу переноса знаний Связи включения и сопоставления 6. По познавательным целям Связи обоснования, обобщения, конкретизации, интерпретации, иллюстрации 7. По степени обобщения Связи эмпирические, теоретические, мировоззренческие Использование на уроках технологии различных способов осуществления межпредметных связей:включение в изложение учебного материала знаний других дисциплин об общем объекте изучения, применение наглядных пособий с межпредметным содержанием, приведение примеров использования учебного материала образовательной области «Технология» при прохождении последующих курсов, включение в технические задачи конкретных числовых данных из прикладных дисциплин,использование комплексных заданий для выполнения учащимися самостоятельных работ, вопросов, задач и заданий на обоснование, обобщение, конкретизацию, сравнение, синтез знаний по смежным учебным дисциплинам, на иллюстрацию и интеграцию знаний одних дисциплин при помощи знаний по другим и т.д. Методика реализации межпредметных связей на уроках технологииВажнейшей особенностью уроков технологии является связь с другими предметами – математикой, геометрией, черчением, биологией, иностранным языком, физикой, информатика, ОБЖ и другими. Эти межпредметные связи можно изобразить в виде диаграммы: Интегрированный урок по технологии и черчению Тема:Геометрические построения, применяемые в технике лоскутного шитьяЦели урока:образовательная – способствовать формированию и развитию графической культуры учащихся - освоению правил и приемов выполнения геометрических построений с помощью чертежных инструментов;развивающая – способствовать:- овладению учащимися основными способами мыслительной деятельности; - развитию сенсорной сферы;- формированию и развитию познавательного интереса к предмету;- овладению учащимися всеми видами памяти;- формированию и развитию самостоятельности учащихся.воспитательная – способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности. Ход урока Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся - возможные вопросы учителя:- Тождественны ли термины «квилтинг», «пэчворк», «лоскутное шитье»?- Из каких геометрических фигур могут быть собраны блоки и изделия, выполненные в технике лоскутного шитья?- Какие геометрические построения вам известны?- Можно ли использовать геометрические построения для выполнения шаблонов лоскутной техники?  2. Изучение нового материала. История появления чертежных инструментов, используемых на уроках геометрии, черчения и технологии3. Показ компьютерной презентации «Лоскутное шитье».4. Практическая работа. А) Построение правильного треугольника, вписанного в окружность. Б) Построение узоров на основе правильного треугольника5. Подведение итогов уроказакрепление полученных знаний;выставление оценок;уборка рабочих мест; задание на дом: На основе квадрата со стороной 16 см выполните узор, называемый «насридской костью», в такой последовательности:внутри квадрата проведите диагонали;разделите основание квадрата на 4 равные части;через точки деления проведите вертикальные линии;вырежьте квадрат;извлеките полученные трапеции и поместите их над верхней и нижней сторонами квадрата. Заключение С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.