Презентация по литературе на тему Роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание


Роман «Преступление и наказание»Федор МихайловичДостоевский I частьПетербург ДостоевскогоМрачные нравственные стороны прежнего порядка- эгоизм, цинизм, рабство, разъединение, продажничество - не только не отошли с уничтожением крепостнического быта, но как бы усилились, развились и умножились.Ф. Достоевский «Дневник писателя» “Каюсь, грешен, не люблю”, - Ф.М.Достоевский. Достоевский сменил много квартир в Петербурге, и почти все они были в угловых домах. В таких домах писатель обычно поселял и героев своих произведений. Никакого объяснения этому предпочтению Фёдор Михайлович не оставил, хотя был верен любви своей к угловым домам . В 60-х годах XIX века пятиэтажные дома в Петербурге, как правило, предназначались для среднего, малоимущего люда – это так называемые доходные дома (богачи в них не селились). Петербург Достоевского ПЕЙЗАЖИ ИНТЕРЬЕР СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

В Столярном переулке находится 16 домов (по 8 с каждой стороны улицы). В этих 16 домах помещается 18 питейных заведений... «Дом Раскольникова»Средняя Мещанская,угол Столярного переулка №19/3 «Дом Сони Мармеладовой»Екатерининский канал(ныне канал Грибоедова),угол Малой Мещанской №73/2( ныне Казначейская) СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ ПЕЙЗАЖ: - часть 1, глава 1, 2 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); - часть 2, глава 6 (вечерний Петербург); - часть 5, глава 5 (вид из окна комнаты Раскольникова) ОПИСАНИЯ- ИНТЕРЬЕРЫ: - часть1 глава 3 – каморка Раскольникова - часть1 глава 2 и часть 2 глава 7 –комната Мармаледовых - часть 4 глава 4 – комната – сарай Сони - часть 1 глава 2 – описание кабака СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ: - Часть 1, глава 1 (пьяный в телеге); - Часть 2, глава 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); - Часть 2, глава 6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно - увеселительного» заведения); - Часть 2, глава 6 (сцена на -ском мосту); - Часть 5, глава 5 (смерть Катерины Ивановны) Николаевский мостШарманщик и толпа женщинКатерина Ивановна Таким образом, пейзажные картины Петербурга, интерьеры «углов» и встречи на улицах создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит его, давит, создает атмосферу безысходности. От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Петербург не просто фон, на котором развиваются действия романа “Преступление и наказание”, а главный герой, который провоцирует Раскольникова на преступление, объясняет его двойничество, помогает понять Мармеладова, Соню, Свидригайлова и других персонажей. Кроме этого, можно заметить, что Петербург у Ф.М. Достоевского – это город – гигант, поражающий своими контрастами, где соседствуют роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины и трущобы, глухие дворы, доходные дома, теснота, грязь и вонь. Этому помогает и цветопись, Достоевский использует желтый, черный, серый цвета, помогающие показать нищету и безнадежность существования людей. II частьНазвание. Особенности композиции, сюжета. Название – антонимы Место действия в романе – город (камень) и лишь в эпилоге появляется земля (зелень, река, простор). Для Достоевского почва – это народная вера, от которой оторвался, отшатнулся современный интеллигент, образованный европейский русский человек. Система двойников в романе.Раскольников – смысл фамилии (раскол, раскольничество).Напряженный сюжет (идея рождает действие).В композиции романа, как и во всех романах Достоевского, обязательно есть эпизод – все вместе. Здесь это поминки, где раскрываются характеры и развязываются сюжетные линии.Действие романа - в настоящем, все происходит ВДРУГ. Это слово 560 раз встречается в романе.Прием предсказания (разговор в трактире между студентом и офицером, сон).Символика предметов – топор, крест.Реминисценции в романе (смерть старухи, удар плетью и т.п.).Сакральный смысл чисел (4, 7, 11).Открытый эпилог (сон о будущем). III частьЧеловек в изображении Ф.М. Достоевского1. Униженные и оскорбленные в романе.«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».Ф.М. Достоевский в письме брату16 августа 1839 года Мармеладов и его семья Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.- Как Мармеладов появляется в романе? (I, 2)- Какое впечатление вызывает у окружающих?- Как видит его Раскольников?- Внешность Мармеладова.- Речь Мармеладова.- Рассказ Мармеладова о своей семье.- Судьба Сонечки. Каковы главные черты характера Сони?- Как появляется в романе Катерина Ивановна? (I, 2)- Рассказ о ее судьбе (прошлое).- Внешность Катерины Ивановны.- Дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны. (II, 7; V, 5)- Кто виноват в судьбе героев?Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала-а-сь!»Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони. Семья Раскольниковых- Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма? (I, 3)- Отношения между членами семьи.- Рассказ о матери Раскольникова.- Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?- Какие чувства и мысли появляются у Раскольникова после получения письма из дому?Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других. Дети в романеПочему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников? (I, 4)Вывод. Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее? 2. Идея и преступление Раскольникова.«Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления»В. Шкловский 1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя? 2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова? 3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы? 1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?Причины, побудившие Раскольникова к убийству:Внешние:идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).Внутренние:состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.2. Проследите путь Раскольникова к преступлению.а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя — решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести».



Понаблюдайте за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.Развитие идеиСостояние РаскольниковаПервая встреча с Аленой ИвановнойОтвращениеРазговор в трактире студента и офицераМысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действияМесяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на шкаф; сидит в углу, как паук«Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения»Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ееОтвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?»Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульвареУжас. «Да разве то будет?»Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское гореОтвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеиНо идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на СеннойЧас пробил 1. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею». Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте. 2. Почему Раскольников совершает два убийства? 3. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, — вошь, «тварь дрожащая».



3. Двойники в романе.«Плуты и подлецы они» В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом. Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов?Старуха-процентщица Алена Ивановна. Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится?Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает?Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?Можем лм мы назвать ее «двойником» Раскольникова?Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.


Петр Петрович Лужин. В связи с чем появляется он в романе?Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем?Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?Почему Лужин боится полиции?Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» — связана с теорией Раскольникова?Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.




Аркадий Иванович Свидригайлов.В чем сложность и противоречивость этого образа?Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? В чем особенность появления Свидригайлова? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя?Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.)Зачем дано прошлое героя, как меняется он?Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова?Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?Почему так описана сцена самоубийства (VI - 7)?Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)?Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире — преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова — это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.







4. Значение образа Сони Мармеладовой.«Вечная Сонечка» 1. Первое упоминание о Соне Мармеладовой (I, 2).2. Смысл имени (София – премудрость).3. Символика чисел.4. Евангельские реминисценции и мотивы (Капернаум – Мария из Магдалы (близ Капернаума) идет за Христом на Голгофу (Соня – за Раскольниковым на каторгу, обе блудницы), чтение Евангелия, воскрешение Лазаря. Три дороги: самоубийство, безумие, разврат.5. Соня – колодец (или ты пользуешься Соней – колодцем, или перешагиваешь через предрассудки и решаешься на кровь).6. Первое появление Сони (несоответствие внешнего и внутреннего – лица, взгляда).7. Приход Сони к Раскольникову. Соня и Раскольников{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}ХарактеристикаСоняРаскольниковОсновные черты характераКроткая, добраяГордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбиеПоступки, влияющие на последующую жизньСпасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученицаПытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?Принцип жизни. ТеорияЖивет, исходя из требований жизни, вне теорийТеория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через совесть, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизниОбразованиеПолуграмотна, плохо говорит, читает только ЕвангелиеОбразован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупикПравда жизниБожественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душаВ нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзяСмысл жизниУ нее есть смысл жизни: любовь, вераУ него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунтПреступлениеПреступила нравственный закон общества ради других конкретных людей, «убив себя»Преступил нравственный закон общества ради абстрактного человечества, «убив других» Анализ первого разговора Сони и Раскольникова(IV, 4) Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи «проверяет Соню на прочность». Он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель. Раскольников — Соне:Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».«А с вами что будет?»«Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».«А коли вы теперь заболеете».«Дети на улицу всей гурьбой пойдут».«С Полечкой, наверно, то же самое будет». Результат этого мучительного разговора: Соня — не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников — чувствует ее силу. Отсюда — «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая. В сцене чтения Евангелия два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на Воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица. Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? Анализ второго разговора Сони и Раскольникова(V, 4) Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит. Раскольников начинает с проверки своей теории: Раскольников — Соне Соня — Раскольникову«Кого убить: Лужина или «И кто меня тут судьей поставил?»Катерину Ивановну»? «Ох, как вы мучаетесь!»«Зачем только тебя-то я пришел мучить?» «Нет тебя несчастнее никого»Признание. Результат — слова Раскольникова: «Все вздор», но в то же время: «Я в каторгу-то, может, и не хочу». Идет по совету Сони на перекресток, почему его обсмеяли, почему не получилось покаяться?Задание: Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность. 5. Раскольников и Порфирий Петрович.«Солгал то он бесподобно а натуру то не сумел рассчитать» Анализ диалогов Порфирия Петровича и Раскольникова(III, 5; IV, 5; VI, 1) Первая встреча. Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали». Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения». Враждебное отношение ПП не служебное, а идейное. Вторая встреча. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок — борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен. Быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь, ему важно победить Раскольникова идеологически. Третья встреча. Раскольников уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» — следователь отвечает: «Как кто убил?.. да вы убили. Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной». Роль появления Миколки. IV частьЭпилог. Сны и видения Раскольникова как способ раскрытия характера героя Первый сон: I, 5Полусон: I, 6Сон - явь: II, 2Второй сон: III, 6Третий сон: эпилог Наказание Раскольникова1. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно? 2. Почему, на ваш взгляд Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем? Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него. Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми — матерью и сестрой Дунечкой. Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным и безысходным страданиям, к духовной смерти.


«Их воскресила любовь»1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? Почему он так тяжело переносит каторгу?2. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучит ее?3. Какую роль в духовном возрождении героя сыграла Соня?4. Как Раскольников помог Соне? 5. Почему каторжане ненавидят Раскольникова? 6. Почему он не раскаивается в своем преступлении?7. Какую роль эпилогу отводит автор? Сонечке Мармеладовой суждено привести Родиона Раскольникова к покаянию и возрождению. В героине поражают убежденность в своей правоте, самоотверженность, огромная любовь к людям, стремление помочь им. Видя терзания Раскольникова, сочувствуя ему всем сердцем, она, робкая и тихая, советует Раскольникову принять страдание в «искупить себя им». В эпилоге романа Раскольников и Соня вместе. Герой Достоевского уверовал в Соню. Происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь. Возвращение его к людям, церкви, к родной почве идет по нарастающей.




Темы сочинений по творчеству Ф.М. Достоевского1. Ради чего стоит жить?2. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?3. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин).4. "Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский).5. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).6. «Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков).«Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский).8. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).9. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).10. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).11. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).12. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский).13. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).