Проект «Мир без преград» (по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в ДОУ)


Проект «Мир без преград»(по разработке и внедрению модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в ДОУ)ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬПротасова Л.А. д/c № 122 «Лучистый» г.Брянск Паспорт проектаТип проекта: практико-ориентированный. По характеру координации: открытый. По длительности: долгосрочный .Участники проекта: воспитанники ДОУ (в т.ч. дети с ОВЗ), педагогический коллектив ДОУ (в т.ч. музыкальные руководители, инструктора по физической подготовке), узкие специалисты (психолог, дефектолог, логопед и т.д.), родители. Актуальность проекта Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Семья ребенка с ОВЗ сталкивается с проблемой доступности образовательных услуг, возможности полноправного участия в жизни общества. Создание инклюзивных детских садов гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей, а детей, а также их родителей. Цель проекта: разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях ДОУ. Задачи:Создание социокультурной среды общения детей и взрослых, способствующей социализации личности;Содействовать развитию толерантности у детей и их родителей;Обеспечить научно-методическое, материально-техническое сопровождение данного направления в деятельности ДОУ;Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи. Ожидаемые результатыДети: обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ, достижение оптимальной адаптации их в социуме;Двустороннее проявление заботы и взаимопомощи.ДОУ: Открытие и эффективное функционирование группы инклюзивного образования детей с разными возможностями; становление имиджа ДОУ как методической лаборатории по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ;Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с разными возможностями; мотивационной готовности к сотрудничеству; результативности самообразованияРодители: повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе;Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений;Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи. Главные преимущества инклюзивного образования: Продукт деятельности (полученный результат)1. Проект способствует социализации детей с ОВЗ.2. Снижение тревожности, положительная динамика развития самосознания и самооценки детей.3. Родители вовлечены в совместную деятельность. 4. У педагогов повысилась эффективность педагоги-ческой деятельности Аннотация Данный проект рассчитан на внедрение инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями. Он способствует формированию толерантной позиции участников инклюзивного пространства. В основу данного проекта положены следующие принципы:Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Этапы реализации проекта1этап: Подготовительно-проектировочныйПровести анализ условий: материально-технических, кадровых, финансово-экономических, научно-методических.Разработать модели взаимодействия с детьми и родителями.Провести день открытых дверей для родителей.Разработать модель образовательной программы для инклюзивной группы.Провести родительское собрание. Подготовить сценарий праздничного открытия группы. 2 этап: ПрактическийОрганизация  системы ПМП сопровождения  процессов внедрения ИО: обследование детей, разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, индивидуальных образовательных маршрутов; проведение коррекционно-развивающих занятий.Материально-техническое обеспечение специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Совершенствование кадрового обеспечения. Создание единого информационного пространства.Работа по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ. 3 этап: Обобщающе - результативныйЭффективность созданных условий для повышения степени комфортности и интеграции детей в образовательной среде, социуме. Анализ эффективности модели социально-психологической адаптации детей с ОВЗ к воспитательно-образовательной среде ДОУ. Оптимальность использования  нормативной и методической документации, сопровождающей  воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. Оценка степени социализации детей в обществе. Изменение физического и психического состояния детей. Изменение отношения социума  к  «особенным» детям. Организация отношений между участниками образовательного процесса Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад,вносимый ими в общее дело. Эффективно работают как единая профессиональная команда Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога. Риски, связанные с организацией инклюзивного образования и пути их преодоленияСвоевременное повышение квалификации по данному вопросу;Привлечение узких специалистов (психиатра, дефектолога и т.п.);Проведение информационно – разъяснительной работы среди родителей всех детей о преимуществе данной системы.Отсутствие и недостаточная квалификация специалистов;Реализация специальных методов обучения для каждого ребенка;Наличие учебно-методических комплексов;Непонимание родителей необходимости решения данной проблемы;Дополнительное финансирование. В работе использовались: Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга».2010-Интернет материалы