Искусство. Великий русский художник Илья Ефимович Репин.


Искусство. Великий русский художник Илья Ефимович РепинВыполнила: Пазылова Алтынай Цель занятия: 1. Формирование навыков связной речи по теме.2.Развитие умений говорения и пересказа.3. Научить любить и понимать изобразительное искусство.4. Проявить интерес к работе с интерактивной доской. Искусство Слово «искусство» употребляется в разных значениях. С давних пор искусниками называли мастеров, умельцев своего дела. Искусством люди называют не всякое умение хорошо работать, а такой труд, в котором, кроме знаний и навыков, содержится творчество, то есть выдумка, создание нового, не похожего на привычное.Другое значение слова «искусство» (оно-то и является главным) –это художественное творчество. Искусство объединяет различные виды творчества: архитектуру и декоративно – прикладное искусство, литературу и музыку, театр и кино, балет и изобразительное искусство –живопись. Графику, скульптуру. Сейчас к этим видам искусства присоединилось телевидение. Из простого достижения науки оно превратилось в особый вид искусства отличный и от кино, и от театра.Чтобы лучше понять, что такое искусство, сравним его с наукой. В чем же разница между наукой и искусством?Сначала надо уяснить сходство между ними. И наука, и искусство отражают мир, в котором мы живем и который существует сам по себе, независимо от нас.Каждая наука изучает ту или иную область мира: астрономия изучает небесные тела, геология -строение Земли, зоология –животный мир, лингвистика –языки, на которых говорят люди. Но различные науки объединяет то, что они изучают не краски и звуки мира, предметы и явления природы, а законы, управляющие ими.Попробуйте увидеть или услышать силу тяжести, наследственность, бесконечность Вселенной или разложение родового строя.Это невозможно.А ведь все эти явления существуют на самом деле и изучаются различными науками, обозначаются научными понятиями. Искусство тоже отражает мир, но по- другому, своим, только ему присущим способом. Художественный образ –так называется этот способ отражения жизни. Образ, в отличие от научного понятия, можно воспринять чувствами, увидеть и услышать.(По А. Новикову). Биография Ильи Репина  Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом. Что, несомненно, поможет ему в дальнейшем.Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд - провинциального иконописца - в Петербург, счастьем - сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже.  Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых - самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.    Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге" (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом " Крестном ходе в Курской губернии" (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества ("Отказ от исповеди", 1879–1885; "Не ждали", 1884; "Арест пропагандиста", 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи ("Прием волостных старшин Александром III", 1885, там же; "Торжественное заседание Государственного Совета", 1901–1903, Русский музей). Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878–1891", там же; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом. Картина Репина “Бурлаки на Волге” По берегу Волги под палящими солнечными лучами тянут против течения тяжело груженную баржу одиннадцать бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело освещая пустынное побережье, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги. 1870-1873 Николай Некрасов - НА ВОЛГЕ О Волга! после многих летЯ вновь принес тебе привет.Уж я не тот, но ты светлаИ величава, как была.Кругом все та же даль и ширь,Все тот же виден монастырьНа острову, среди песков,И даже трепет прежних днейЯ ощутил в душе моей,Заслыша звон колоколов.Все то же, то же... только нетУбитых сил, прожитых лет...В каких-то розовых мечтахЯ позабылся. Сон и знойУже царили надо мной.Но вдруг я стоны услыхал,И взор мой на берег упал.Почти пригнувшись головойК ногам, обвитым бечевой.Обутым в лапти, вдоль рекиПолзли гурьбою бурлаки,И был невыносимо дикИ страшно ясен в тишинеИх мерный похоронный крик,—И сердце дрогнуло во мне. О Волга!.. колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я?Один, по утренним зарям,Когда еще все в мире спитИ алый блеск едва скользитПо темно-голубым волнам,Я убегал к родной реке.Иду на помощь к рыбакам,Катаюсь с ними в челноке,Брожу с ружьем по островам.То, как играющий зверок.С высокой кручи на песокСкачусь, то берегом рекиБегу, бросая камешки,И песню громкую поюПро удаль раннюю мою...Тогда я думать был готов,Что не уйду я никогдаС песчаных этих берегов.И не ушел бы никуда —Когда б, о Волга! над тобойНе раздавался этот вой!О, горько, горько я рыдал,Когда в то утро я стоялНа берегу родной реки,—И в первый раз ее назвалРекою рабства и тоски!.. Воскрешение дочери Иаира. 1871 Воскрешение дочери Иаира. 1871 Воскрешение дочери Иаира в символическом смысле есть акт духовного возрождения. Обстоятельства, при которых Иисус воскресил дочь Иаира, позже повторились при подобном воскрешении Тавифы, совершенном Петром. Они совпадают вплоть до деталей, например удаления из помещения, где лежала умершая, как Иисусом, так и Петром, плакальщиков и зевак (в Деяниях апостолов (9:36 — 43) не упоминается лишь о музыкантах, обычно принимавших участие в обряде отпевания, о чем свидетельствует, в частности, Матфей). Сходство ситуаций послужило причиной того, что в живописи эти сюжеты нередко смешиваются и становятся трудноразличимыми. Присутствие в сцене самого Иисуса, однако, рассеивает все сомнения и доказывает, что эпизод этот — именно воскрешение дочери Иаира. Иисус изображается с пятью спутниками — отцом и матерью девицы и тремя учениками, теми же, что будут свидетелями Преображения, — Петром, Иаковом и Иоанном. Для включения художниками этих персонажей в данный сюжет имеется основание — уточнение Луки: «Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери» (Лк. 8:51). «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», 1870-1873, Государственная Третьяковская галерея, Москва Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану1878–1891 Не ждали1884-1888 Репин «Не ждали» В картине «Не ждали» Репин нашел такой сюжет, который позволил ему создать полотно большой идейной содержательности, обнаружив свой талант жанриста, свое мастерство психологической характеристики. Как и в «Отказе от исповеди», Репин дает в картине «Не ждали» психологическое решение революционной темы. Но здесь оно носит характер действия. Это диктовалось самим смыслом сюжета неожиданного возвращения. Заменяя во втором варианте персонажей, увеличивая их число, Репин преследовал задачи наилучшего развития и показа этого действия. Как это бывало в целом ряде репинских картин, решение сюжета шло путем преодоления внешней характеристики, надуманности и «иллюстративности» и создания живой, выхваченной из жизни сцены. Так, вначале Репин ввел в картину фигуру отца, предупреждающего о возвращении ссыльного и подготовляющего таким образом присутствующих. Была и еще, по свидетельству Стасова, фигура «какого-то старика». Но в процессе работы над картиной Репин убрал то, что носило слишком внешний характер, и сосредоточился именно на психологическом решении темы. Вместе с тем он оставил фигуры, способствующие сохранению действенности сцены. Так, например, фигуры женщин в дверях нужны для того, чтобы показать переживание сцены также и сторонними людьми, а не только членами семьи, которые в свою очередь показаны более разнообразно, чем в первом варианте. Картина Репина "НА СОЛНЦЕ. ПОРТРЕТ НАДЕЖДЫ ИЛЬИНИЧНЫ РЕПИНОЙ"1900 «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911 Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение "Безверие". Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: "На выпуск молодого Пушкина смотрели члены "Арзамаса" как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в "Арзамасе", казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре". «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911 Памятник Илье Ефимовичу в Москве, на Болотной площади В честь И. Репина были созданы: Почтовая марка Украины, посвящённая Репину, 1994 Монета Банка России — Серия: «Выдающиеся личности России», 150-летие со дня рождения И.Е. Репина, 2 рубля, реверс. конец Спасибо за внимание