Презентация по литературе на тему Данте Алигьери Божественная комедия (9 класс)


МБОУ «Точилинская СОШ»Данте Алигьери«Божественная комедия» Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции, так поэму назвал Джованни Боккаччо. Джованни Бокаччо – итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения. История созданияНазывая свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. Трагедией он не мог назвать свое произведение лишь потому, что те, как и все жанры «высокой литературы», писались на латинском языке. Данте же написал её на родном итальянском языке. «Божественная комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы. СюжетСогласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая — обители блаженных.Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью, фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без трепета отдается руководству поэта. Композиция комедии«Божественная комедия» делится на три части («кантики»): «Ад», «Чистилище» и «Рай». Поэт с добросовестностью геометра чертит пространственные параметры: в Аду — девять кругов, в Чистилище — два предчистилища и семь уступов горы, которая возвышается к небам, а в Раю — девять небесных сфер. Композиция дантовской поэмы построена с учетом так называемой магии чисел, согласно которой священными есть числа 3, 9 и 10. В «Божественной комедии» три кантика, три центральные фигуры, в каждом кантике по 33 песни, а поскольку есть еще первая песня — пролог, то общая сумма песен равняется 100. Мир Данте исключительно целостный и гармонический, удивительно даже именно это объединение математической точности мышления с неудержимой фантазией поэта. В изображении странствия потусторонним миром поражает объединение достоверности картин, перенесенных из земного бытия, и аллегоричности, которая привносит в эти картины определенную зашифрованность. Чтение поэмы и раньше нуждалось в комментариях, которые расшифровывали обычные для средневековой культуры аллегории.Каждая кантика имеет свое аллегорическое содержание: Ад — воплощение страшного и безобразного, Чистилище — поправимых недостатков и утоленной печали. Рай — аллегория Красоты, Радости. Каждая форма наказания в Аду также имеет свой аллегорический ракурс, как и каждое испытание в Чистилище и каждая форма награды в Раю. Вообразив этот мир как основанный Творцом, Данте на самом деле сконструировал его сам.1 часть – «Ад»2 часть – «Чистилище»3 часть – «Рай» композиция«АД» – 2 песни вступления + 32 песни«ЧИСТИЛИЩЕ» –33 песни 100 – символ«РАЙ» – 33 песни33 – число земных лет Иисуса ХристаТерцина – строфа, состоящая из 3 строк.3 – христианская идея о Троице.совершенства «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»«Ад»Жизнь есть боль, причем боль безысходная«Чистилище»Жизнь есть боль, но не безысходная: преодолев страдание, обретем радость и блаженство«Рай»Жизнь есть радость и блаженство Особенности композиции « Божественная комедия» - величайшее творение Данте. Это произведение стало итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековья и первым шагом к пути Возрождения. Главной его идеей становится постоянный поиск человеком нового пути в жизни. По своей форме это произведение - своеобразное путешествие в потусторонний мир, осуществленная поэтом в художественном воображении. Комедией он называется потому, что имеет счастливый конец, а титул «Божественная» получил из легкой руки Джованни Боккаччо. Комедия состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Это символическое изображение реальной жизни, внутренней борьбы автора и веры, которую некогда не терял Данте. Каждая часть имеет 33 песни, но «Пекло» имеет еще одну дополнительную, благодаря которой общее количество песен равняется ста. Все части заканчиваются словами «звездные потолки», так как звезда для автора - это символ небесной цели, необыкновенный ориентир в путешествии. По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так, дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая, — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории в том, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.Анализ произведения А. С. Норова, «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» («Сын Отечества», 1823, № 30);Ф. Фан-Дим, «Ад», перевод с итальянского (Санкт-Петербург, 1842-48; прозой);Д. Е. Мин «Ад», перевод размером подлинника (Москва, 1856);Д. Е. Мин, «Первая песнь Чистилища» («Русск. вест.», 1865, 9);В. А. Петрова, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами, Санкт-Петербург, 1871, 3-е издание 1872; перев. только «Ад»);Д. Минаев, «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879, перев. не с подлинника, терцинами); переиздание — М., 2006П. И. Вейнберг, «Ад», песнь 3-я, «Вестн. Евр.», 1875, № 5);М. А. Горбов, Божественной комедии часть вторая : С объясн. и примеч. М., 1898. («Чистилище»);Голованов Н. Н., «Божественная Комедия» (1899—1902);Чюмина О. Н., «Божественная Комедия». СПб., 1900 (переиздание — М., 2007). Половинная Пушкинская премия(1901)М. Л. Лозинский, «Божественная комедия» (1946, Сталинская премия);А. А. Илюшин (создавался в 1980-е, первая частичная публикация в 1988, полное издание в 1995);В. С. Лемпорт «Божественная комедия» (1996—1997);В. Г. Маранцман, (Санкт-Петербург, 2006).Переводы на русский язык Спасибо за внимание!