Анализ результатов ГИА по обществознанию в 2015-2016 учебном году в г. Рязани


Анализ результатов ГИА по обществознанию в 2015-2016 учебном году в г. РязаниПредседатель ТПК по обществознанию Обухова Н.В. Характеристика целей и объектов контроля Цель экзамена: оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения.Объекты контроля: дидактические единицы знаний и сформированность умений в соответствии с требованиями, закрепленными в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МСУКол-во сдававшихКол-во «2»(% от общего кол-ва сдававших)Кол-во «3»(% от общего кол-ва сдававших)Кол-во «4»(% от общего кол-ва сдававших)Кол-во «5»(% от общего кол-ва сдававших)Рязань23631456,193839,7105746,41837,7Ряз обл.3096Общ.кол545935111,3143246,26117537,91384,4% качественного результата экзамена«5» - 10% в Клепиковском и Ермишинском районах«4»- «5» - 73,8% Пронский район 54% г.Рязань Средний балл в Рязани 3,6 (2015 – 3,7) Шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкалеМаксимальное количество баллов – 39Часть 1. Задания 1-25 – 1балл, 22 - 2 балла. Часть 2 – 13 балловОтметка по пятибалльной шкале«2»«3»«4»«5»Первичный балл0 - 1415 - 2425 - 3334 - 39Процент от максимальной суммы баллов0 - 3537,5 - 6062,5 - 8587,5 - 100 Краткая характеристика КИМ ГИА-9 2016 года Часть 1 состоит из 25-и заданий с выбором ответа, представляющих шесть содержательных линий курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономическая сфера жизни общества, социальные отношения, сфера политики и социального управления, право;требующих краткого ответа. Задание на анализ статистических данных, приведенных в форме диаграммы или таблицы, составное: наряду с традиционным заданием на извлечение информации оно включает в себя задание на интерпретацию информации, установление причинно-следственных связей. Часть 2 содержит 6 заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента обществоведческого содержания Наибольшие трудности вызвали следующие вопросы части 1 Задание №4 (Общество и человек – задание на анализ двух суждений) 51,16%Верны ли суждения об обществе?А. В широком смысле общество - это весь окружающий человека мир.Б. Понятие «общество» в широком смысле совпадает с понятием «культура». Верны ли суждения о взаимодействии общества и природы?А. Природа воздействует на общество, создавая ему благоприятные или неблагоприятные условия функционирования и развития.Б. Хозяйственная деятельность общества привела к необратимым изменениям природной среды. №7 (спрос, предложение, факторы производства, предпринимательство) 43,12%№10 – анализ двух суждений (предпринимательство, деньги, налоги) 39,19% №15 (форма государства) 48% №16 – анализ двух суждений (политика, власть, государство) 43,17% №20 анализ двух суждений (право, органы государственной власти, структура, полномочия) - 47,86% (2015 -47%) А. Международное гуманитарное право регламентирует ответственность за нарушение прав человека в период вооруженных конфликтов.Б. Нормы международного гуманитарного права защищают права военнопленных. №21 (Задание на сравнение – черты сходства и отличия) 48,5% №24 (Задание на выбор верных позиций из списка – интерпретация данных соцопроса ) 50,49%Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? №25 ( положения, отражающие факты и мнения) 38,55% Улучшились результаты (% невыполненных заданий){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ задания2015201616 (анализ суждений «государство и власть»56%43,7%22 (установление соответствия)30%22,89%25 (характер суждения)55%38,55% Задание 26 требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.План может быть простым или сложным План может быть составлен не только в назывной, но и в вопросной или тезисной форме.Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос.Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}год012201510%41,2%49,9%201612,10%38,98%48,92% Задание 27 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Задания 27 могут содержать требования 1) найти в тексте любые два (три) определения (объяснения, причины, характеристики и т. п.);2) найти в тексте доказательства (аргументы и т. п.), которые автор приводит в подтверждение какой-то идеи; (65,64% получили максимальный балл, 0 баллов – 13,84%)Какие две стороны властных отношений названы в тексте? Что автор называет силой власти? Что, по его мнению, отличает власть от влияния? Задание 28 предполагает преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в тексте информации. Данный тип заданий имеет несколько модификаций требований, связанных с анализом текста: 1) определить, что является фактом, определить его причины;2) установить последствия описанного социального явления; Что заставляет людей подчиняться власти? (Назовите пять оснований такого подчинения, выделенные автором)Чем различаются, по мнению автора, требования морали и права? Что обеспечивает исполнение требований морали? («0»-12,87%, «1» – 32,84%, «2»- 54,30% Задание 29Это задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Данный тип заданий имеет несколько модификаций условий и требований.1. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите три проявления какого-либо явления…2. Используя содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, приведите три подтверждения … (дайте три объяснения)…3. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами … Задание 29 4. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт выскажите три предположения…5. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера… и кратко поясните каждый пример…6. Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, объясните три ситуации…7. Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста… (конкретными примерами проиллюстрируйте любые три приведенные в тексте характеристики)…8. На основе авторского текста сформулируйте три рекомендации… Проиллюстрируйте тремя примерами подчинение граждан власти государства ради высоких патриотических целей.Что, по мнению автора, обеспечивает исполнение норм права? Проиллюстрируйте тремя примерами это «обеспечение»Задание 29 (4)Наиболее сложное для учащихся {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«0»«1»«2»«3»53,91%22,3412,9110,83 Задание 30 - это задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, – проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы. По сути, данное задание предполагает перенос содержащейся в тексте информации в совершенно иной контекст.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«0»«1»«2»26,45%42,11%21,44% Задание 31 - предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т. п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе. В тексте рассмотрены мотивы подчинения политической власти. Действуют ли эти мотивы в семье, других малых группах? Приведите два обоснования (аргумента) своего мненияАвтор отмечает, что право и мораль служат общей цели, приведите три аргумента (объяснения), подтверждающих это суждение. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ГОД«0»«1»«2»201525,53%38,65%35,82%201639,53%28,65%31,82% Выводы и рекомендациисреди плохо усвоенных тем можно назвать «Форма государства», «Полномочия органов государственной власти», «Функции правоохранительных органов», «Социальные отношения»;педагогам следует систематически организовывать работу с фрагментами текстов, содержащих социальную информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста;важно научить школьников внимательно читать условие задания и четко уяснить требования, в котором указаны оцениваемые варианты ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать): признаки (черты, аргументы, примеры), но и определить, какое количество данных элементов надо привести(один, два, три и т.д.;)