Урок по русскому языку для 6 класса «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»


Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- 6 класс.Урок объяснения нового материала.УМК Баранов, Ладыженская. Цели:Познакомить учащихся со значением приставок ПРЕ- и ПРИ-; изучить особенности их написанияРазвить орфографические навыкиФормирование у учащихся знаний, умений по правильному употреблению в словах приставок ПРЕ- и ПРИ- Задачи.Обучающие:Обучить способам применения правилаЗакрепить правило написания приставок ПРЕ- и ПРИ- через систему упражненийРазвивающие:Сформировать умение рассуждать при выборе приставки Тип урока: объяснение нового материала.Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, , карточки, доска, сигнальные карточки, учебник русского языка под редакцией Баранова, Ладыженской Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, метод наблюдения и упражнений, устный контроль. Слово учителя: - Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы:«Правописание гласных в приставках при, пре». -Какой раздел русского языка связан с нашей темой? -Напомните, что изучается в этом разделе?-Перечислите словообразовательные морфемы - А формообразовательные? - Какие способы образования слов вы уже знаете? Объяснение нового материала - Каким образом написание гласных И и Е в приставках при и пре зависит от значения слов. Давайте вместе с вами проведем наблюдение. Замените одним словом словосочетание с приставкой. 1) Присоединить с помощью молотка и гвоздей 2) С помощью иголки и нитки 3) С помощью клея Добавьте слова, обозначающие приближение человека на: самолете лодке к поезду заяц черепаха Запишите одним словом с приставкой при:участок при школе касса при вокзале кафе у дороги город у моря участок земли возле усадьбы дома Как сказать одним словом с приставкой при: слегка закрыть дверь чуть-чуть открыть окно сесть наполовину слегка поднять умолкнуть на время Животное к себе можно? Ремень безопасности в автомобиле нужно? К порядку нужно? С парашютом можно? Сверху вниз можно? А теперь попробуем самостоятельно сформулировать правило для написания слов с приставкой ПРИ- =приближение пришел, приехал, прибежал, прикатился, приблизился, прикатился. =близость,около     Пришкольный, приморский, привокзальный = присоединение  присвоить, прикарманить, приписать, пририсовать = неполное, незаконченное действие В таких словах приставку при- можно заменить словом чуть-чуть. Например: приоткрыл = чуть-чуть открыл. Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах. Какими значениями может обладать приставка ПРЕ-ПРЕ-Пре = оченьПре = пере- Будьте внимательны! В некоторых словах смысловая связь приставки пре- с приставкой пере- не так заметна, и надо вдуматься, чтобы ее уловить. Например, слова преобразовать, преобразить, превратить имеют общий смысл "переделать". Слова преодолеть и превозмочь обозначают "пересилить". А Вы знаете, что приставки ПРЕ- И ПРИ- живут в особенной, сказочной стране? Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая –_________, очень гордая –___________. Приставка пре- дочь приставки пере-, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить –-____________, переступить – ____________. Приставка при-  – хорошо воспитанная барышня. Покажите разницу в выполнении действий: Не топнет, а при………, не сядет, а при………., не откроет, а при…….. ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?Это совсем не секрет.На содержание слова смотри -Сразу получишь ответ.Прибыл ли поезд, приплылпароходКосмонавт прилетел извселенной -Обо всех, кто придет,прилетит, приплывет,Пишется ПРИ -, несомненно. Винт привинтил, прикрутил колесо,Приклеил, пришил умело -Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,Что добрые руки приделали.Язык прикусил ~ не совсем откусилПригорело - не значит горит.Помни, что сделано, но не совсемПишут с приставкой ПРИ -. Предлинный достанет с крыши рукойПрежадный не даст вам конфету.Кто очень такой и очень сякой-ПРЕ - мы напишем при этом.Дожди непрерывные льют в октябре,Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ-Там только ПРЕ - ставить надо. сходно со значением слова оченьсходно со значением приставки пере презабавныйпреспокойныйпреувеличитьпрерватьпреградить присоединениеприближениеблизостьнеполное действие пришитьприбежатьпришкольныйприоткрыть Значение приставки в этих словах Слова с приставкой ПРЕ- Значение приставки в этих словах Слова с приставкой ПРИ- Система закрепительных упражнений.1.Цель: первичное закрепление правила , обучение применению алгоритма рассуждения. (устная фронтальная работа с комментированием) 1. Объясните правописание приставок в данных словах приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть. 2.Работа с сигнальными карточками Е и И Цель: вторичное закрепление. Умение применять правило при написании приставок ПРЕ- и ПРИ- на практике 2. Восстанови пропущенную букву в словах. Пр…землиться Пр…жечь Пр…добрый Пр…открытьПр…сестьПр…длинный Пр…градитьПр…цепить Пр…серьезный Пр…морский Пр…красный Пр…скакать 3. "Четвертый лишний". Цель: Формировать умения применять полученные знания на практике. 3. Найди в каждом ряду слово с приставкой, отличной от других. 1) Пр...возносить, пр...надлежать, пр...восходить, пр...вратить.2) Пр...норовиться, пр...налечь, пр...тягивать, пр...пятствовать.3) Пр...ниженный, пр...плюснутый, беспр...кословный, пр...вязчивый.4) Пр...одолеть, пр...целиться, пр...кратить, пр...небречь.5)Пр...рода, пр...ломление, беспр...дел, пр...одолеть. 4. «Шевели извилинами»Цель: Развить умение рационально использовать теоретический материал на практике 4. Выпиши только те слова, которые не объяснить правилами. прибывать, президент, прижимистый, приволжский, придвинуть, присутствие, приварить, приказать, прилив, пристрастие, приголубить, причуда, приметный, приручить. Итоги урока.-С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ? Домашнее задание: 1. Параграф 26 , упражнение 141; 2. Сочинить лингвистическую сказку о приставках. Желаю удачи!Встретимся на следующих уроках русского языка!!!