Проектная деятельность как средство формирования УУД


Системно-деятельностный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД Концепция Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. беседа;объяснение учителя;исследование;наблюдение;сопоставление и анализпрезентация, сообщение - защита Необходимыми условиями осуществления научно-исследовательской деятельности являются: - готовность пятиклассников к этому виду работы; - руководство этим видом деятельности Формы работы В соответствии с возрастными особенностями школьников 5 классов, проектную деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Пять принципов организации научно-исследовательской деятельности учащихся: принцип последовательности; принцип поуровневости; принцип временного развития; принцип разнообразия; принцип постоянного совершенствования Учебный проект обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;- это путь познания, способ организации процесса познания,- способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности Задачи: Основная задача не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы. Главная задача учителя Cтимулирование исследовательской активности детей. Поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину . В процессе индивидуальной работы с ребенком необходимо научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности (понимать тему предполагаемого исследования, определять круг проблем; выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность, защищать результат и др.). Проектное обучение может послужить отправной точкой к возникновению интереса к той или иной науке, привести к исследованию. Вовлеченные в исследовательскую деятельность, учащиеся сталкиваются с проблемами, имеющими смежный характер с профессиональными. Одновременно происходит насыщение гуманитарными знаниями, что способствует образованию личностных ценностей. Чем больше ценностей в сознании, тем легче ориентируется учащийся в мире Ожидаемые результаты: научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи Обязательное условие -презентации результатов проектирования на уроках обобщения, на уроках – конференциях, где обучающиеся будут иметь возможность публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности. Можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов. Виды деятельности учащихся 1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников. 2. Проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. Проектная деятельность развивает компетенции : познавательныерегулятивные коммуникативныеЭта кропотливая индивидуальная работа позволяет обучать УУД Регулятивные универсальные учебные действия Ребенок учится:-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;-планировать пути достижения целей;-устанавливать целевые приоритеты; -уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;-основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. -адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;-основам саморегуляции эмоциональных состояний;-прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ребенок научится:-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;-аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; Познавательные универсальные учебные действия Ребенок научится: основам реализации проектно-исследовательской деятельностипроводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;ставить проблему, аргументировать её актуальность; -выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;-организовывать исследование с целью проверки гипотез;-делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;-давать определение понятиям;-устанавливать причинно-следственные связи; -обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;-основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; -основам рефлексивного чтения; Формирование ИКТ-компетентности обучающихся ИКТ-компетентность в разрезе ФГОС рассматривается как метапредметный результат. Согласно существующему определению, метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Темы проектных работ: Подготовка школьной радиорекламы.Сочинение – описание пейзажа «Золотая осень».Проект «Мой активный словарный запас» (опыт презентации).Проект «Школьный словарь».Проект «Слово – центральная единица языка».Проект «Словарь будущего пользователя Интернетом» (Обзор Интернет – сайтов)Создание текста «Просьба о покупке домашнего животного»Сочинение по картине И.И.Шишкина. Проект «Моя родословная».Сочинение – повествование «Маленькое путешествие»Проект «Самый талантливый класс» (презентация своего класса)Сочинение «Рассказ о себе» в форме письма.Сочинение – повествование «Удивительная история»Сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»Сочинение – рассуждение «Три малых золотых правила языка».Составление рецептов-инструкций.Сочинение – рассуждение «Богатство и выразительность глаголов в русском языке» Проект «Самый интересный раздел лингвистики» (организация повторения) Последовательность работы над проектом: 1.Подготовка.2.Планирование работы .3.Исследование. Сбор информации.4.Оформление результатов работы.5.Презентация (защита) проекта.6.Оценка результатов и процесса деятельности. План выступления Почему ты начал разрабатывать именно этот проект?Какова основная идея твоего проекта?Какими требованиями к проекту ты руководствовался?Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались? Каковы направления для дальнейшего исследования? Оценивание = поощрение работу ребенка (группы) Новизна материала или подхода к его изложению Глубокое понимание материалаБлестящие ответы на вопросыЯркое оформление презентацииЗаинтересованность темой«Дружный проект»«Весёлый проект»«Оригинальный проект»