Активизация творческой деятельности учащихся на уроках технологии


Активизация творческой деятельности учащихся на уроках технологии. МБОУ «Лицей №1 городского округа г. Волгореченск» имени Героя Советского Союза Н.П.Воробьева Захваткин Юрий АлександровичУчитель технологии2012 год. Обобщение опыта работы. Цель данной работы: Выявление условий для активизации творческой деятельности школьников на занятиях по технологии. Задачи: Способствовать развитию технического мышления.Развивать сообразительность и критический подход в освоении необходимых навыков в процессе работы.Воспитывать творческий подход к труду, необходимых качеств личности как то: терпение, аккуратность, самостоятельность… Шаги к достижению цели: Создать проблемную ситуацию на уроке, чтобы: ученик испытывал потребность в выполнении работыбыла необходимость в изготовлении изделияученик осознавал смысл, сущность работыученик обладал способностью систематически анализировать условие задачиученик обращал должное внимание на изготовление изделиязадание могло возбуждать творческую фантазиюработа приносила моральное удовлетворение Взялся за гуж, так не говори, что не дюж. Примерный комплекс вопросов для учебного процесса: 1.    Изучение элементов черчения.2.    Конструирование изделия по требованиям общего характера (назначение, условия применения, значение, форма, цвет, размеры, конструкция, экономичность).3.    Составление технологических карт для изготовления изделия.4.    Изготовление изделия с использованием технической документации.5.    Использование организационных форм работы: групповой, индивидуальной и смешанной. 6.    Исходящие из специфики предмета типы (различные виды) занятий. 7.    Проведение лабораторных работ. 8.  Проведение проверочных работ. Как известно всякое умение человека формируется в процессе активности и действия. Это своего рода модель: Объяснение и показ –Создание потребности и постановка задачи – Познание – Творчество и проверка – Работа и проверка. Проектная деятельность. Проект ученика 6-а класса Мастакова Андрея: «Ручной пулемет Дегтярева – оружие Победы»Проект ученика 8-а класса Сербина Никиты «Шкатулка – лучший подарок!»Проект ученика 8-а класса Шапоренко Артемия «Дружба - 2» Без комментариев Очумелые ручки. Сербин Никита Шапоренко Артемий Скобелев Андрей Колескин Михаил Группа 5-а класса Демидов Василий Фурман Алексей Калистратов Олег Зыков Даниил Группа учеников 7-а класса Особые умения не существуют ради самих себя, они не цель, но средство. Личностно-ориентированный подход. Формы работы: Индивидуальная Групповая Групповая работа: - даёт возможность учащимся объединиться по интересам;- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества. Проект «Усадебный дом» При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Роль учителя в проекте: - помогает ученикам в поиске нужных источников информации; - сам является источником информации;- координирует весь процесс;- поощряет учеников;- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Формирование познавательной и творческой активности вне урока. Научно-исследовательская деятельностьУчастие в олимпиадах и научно-практических конференцияхУчастие в ежегодном городском конкурсе по профессии «Слесарь»Кружковая работа Научно-исследовательская деятельность. Участие в олимпиадах и научно-практических конференциях Участие в ежегодном городском конкурсе по профессии «Слесарь» Антипин Иван Смирнов Николай Кружковая работа Выводы: Формирование мотивов к проявлению собственной уникальности.Совместный поиск нестандартных решенийДемонстрация продуктов учебно-творческой деятельностиПеренос знаний в другие области деятельностиУлучшение психологического климата на уроке Необходимость современного оборудования на уроке