Презентация об особенностях обучения взрослых, андрагогика


АФ КГА ПОУ «Энергетический колледж»СЕРГИЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНАПрактика использования активных и интерактивных методов при обучении взрослых по образовательным программам экономического профиля «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (А. Дистервег) Образование взрослых - это любая работа, связанная с расширением знаний, умений, качеств и компетенций взрослого человека: Непрерывное образование – - это неотъемлемое право каждого гражданина в экономике, основанной на знаниях Образование взрослых имеет свои особенности. Ему противопоказана жесткая регламентация (централизация, унификация, контроль) «сверху». Образование — это не просто занятия с преподавателем, а многосторонний процесс приобретения знаний и нравственных ценностей, формирования компетенций. «Для взрослого обучение должно быть веселым» (ЮНЕСКО)Часто считают, что взрослые — это люди, которым уже далеко за 30, а то и вовсе пенсионеры. Взрослым можно назвать любого человека, получившего полное среднее образование и начавшего самостоятельно зарабатывать деньги (работающая молодежь, люди среднего возраста ). Преподаватели, работающие в группах заочного и очно – заочного обучения, должны обладать андрагогической компетентностью и находиться в постоянном поиске интересных приемов, методов работы, которые позволяют работу со взрослыми сделать более эффективной, привлекательной, полезной. Преподаватель в данном случае — не только профессионал, но и яркая личность, которую отличают неповторимый стиль, манера, способы подачи материала.   Психологи выделили пять основных особенностей, отличающих взрослого обучающегося от среднестатистического студента:{C083E6E3-FA7D-4D7B-A595-EF9225AFEA82}1. осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им, даже если вслух этого не высказывает2. накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию3. мотивация к учению заключается в прагматическом подходе — он стремится с помощью учебы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, развлечение и т. д.)4. стремится к безотлагательному применению полученных знаний или к получению безотлагательного удовлетворения от самого процесса учебы5. восприятие сопровождается эмоциональной оценкой информации, при этом мозг стремится «заблокировать» любую информацию, сопровождаемую отрицательной эмоцией (даже если это просто чувство голода, неудобный стол или недостаток свежего воздуха) Работа с группой взрослых должна строиться так, чтобы вместо пассивного слушания обучающиеся действовали, включаясь непосредственно в процесс освоения компетенций. Монолог заменяется диалогом. Преподаватель - не передатчик знаний, а искусный организатор и психолог, вовлекающий группу в активное взаимодействие, ведущее к эффективному результату. основные принципы преподавания взрослым людям основные принципы преподавания взрослым людям Основные правила работы с группой взрослых людей называют андрагогической моделью обучения Современная теория обучения насчитывает свыше 250 различных методов. Именно методы, ориентированные на активность обучающихся, приводят к формированию у них компетенций Одна из наиболее распространенных форм обучения взрослых — семинар Словом — «семинар» — называют образовательные мероприятия, совершенно разные по форме и целям. Во время обучения на семинаре предполагается активность и личная заинтересованность слушателей, их способность наряду с преподавателями «привносить» нечто существенное в содержание курса.Участники семинарской группы всегда рождают идеи и создают нечто новое — продукт, проект, вещь. Участие в семинаре далеко не всегда означает решение проблемы, чаще всего участник получает своеобразный заряд, импульс, который помогает сориентироваться, определить приоритеты, наметить новые задачи и вместе с единомышленниками обсудить пути их решения. Семинары могут проводиться по отдельным вопросам или циклами, объединенными общей темой (проблемой). Участники семинара должны четко знать цели и задачи, поставленные перед ними. Большинство участников семинара при использовании преподавателем интерактивных методик в области технологий обучения осознают необходимость анализа собственного практического опыта с целью соотнесения его с теорией и перехода на более высокий уровень познания (компетенции).{F2DE63D5-997A-4646-A377-4702673A728D}Вид семинара (цель)Примерная тематикаПрофессиональныйновые знания, информация, обмен опытом «Новое в составлении годового бухгалтерского отчета»,«Влияние изменений налогового кодекса на порядок ведения бухгалтерского учета»«Корпоративный»анализ текущей ситуации, выработка новых подходов к деятельности, в том числе учебной«Планирование сотрудничества», «Создание малыми группами презентаций для иллюстрирования результатов анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия»«Мастер-класс»все этапы создания какого-либо продукта (в том числе нематериального)«Использование автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета на предприятии», «Разработка приказа об учетной политике»,«Порядок выполнения курсовой работы по дисциплине «Анализ финансово – хозяйственной деятельности»Экспериментальныйзнакомство с каким-либо методом работы и освоение его на практике«Использование приемов экономического анализа для выявления влияния факторов на показатели деятельности предприятия»,«Использование современных методик запоминания информации при подготовке к ГИА (защите ВКР)» Продолжительность семинара должна быть оптимальной для погружения участников в осмысление изучаемой проблемы. Сначала участники знакомятся с теоретической составляющей поставленной проблемы и методиками ее возможного разрешения. Обсуждение проблемы с практической точки зрения происходит в следующей части, когда участники семинара «пропускают через себя» способы разрешения ситуации. На данном этапе преподаватель при помощи активных методов обучения должен направлять дискуссию (способствовать тому, чтобы обсуждение носило конструктивный характер и ни одна идея не была утрачена). Во время обсуждения тот, кто представляет способ решения проблемы, может получить обратную связь, осмыслить ценность предлагаемого, а также риски и опасности, которые с этим связаны.В практике проведения обучающих семинаров для взрослых сегодня существует довольно большой набор необходимых методик и приемов. Продумывая программу семинаров, преподаватели должны тщательно отбирать те образовательные (интерактивные)технологии, которые позволяют наиболее успешно решить намеченные задачи. Первый этап — начало работы и знакомство участников семинара. Методики, используемые на этом важном этапе работы, должны помогать создать необходимую атмосферу открытости и сотрудничества, способствовать успешному поиску новых знаний и эффективности совместной творческой работы. Например, при проведении семинара по дисциплине «Бухгалтерский учет» целесообразно дать возможность участникам рассказать о своем профессиональном опыте в области учета («Расскажи о себе»). Методика «Расскажи о себе» — это не только простое представление себя, но и ответы на неожиданные вопросы. Например: «Ваше самое большое достижение в прошлом году?». Обычно это сразу вызывает интерес, позволяет раскрепоститься и создать атмосферу непринужденности, открытости. Важно, чтобы на этом этапе были представлены все участники семинара, включая преподавателя. Второй этап — работа по овладению теоретической основой изучаемой проблемы. В центре внимания участников — анализ изучаемого вопроса, презентация теоретических основ предлагаемой проблемы. Для более глубокого восприятия информации используются наглядные и другие раздаточные текстовые материалы (например, документы). Преподаватель делает обзор наиболее трудных и значимых теоретических проблем, ориентируя обучающихся на самостоятельное осмысление теоретического материала. Жанр, в котором идет работа, лишь условно можно назвать лекцией, так как в ней присутствуют элементы свободной беседы. Третий этап — практическая работа. Знакомство участников семинара с практическими основами изучаемой проблемы. На этом этапе работы могут быть использованы активные методы обучения, которые позволяют участникам семинара более глубоко проникнуть в изучаемую проблему, сначала «почувствовать», а затем объяснить ее роль и смысл «самим себе». Работа проходит в малых группах. Выработанные в них решения выражают позицию всей группы, поэтому участникам требуется время, чтобы найти подходящий термин, верное слово. В процессе обоснования решения участники группового обсуждения опираются на знания, которые были получены ранее. Содержание задания для группы и выработка решения определяются преподавателем в зависимости от изучаемой проблемы. Семинар по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» Тема: «Финансовая система на современном этапе развития общества» Каждая группа (4- 5 человек) получает раздаточный материал с примерами финансовых ситуаций и заданием: ознакомиться с теоретической базой по данной теме;определить взаимосвязи между финансовыми институтами; проанализировать влияние современного уровня развития общества на изменение финансовых отношений; установить взаимосвязь между ситуациями (оценить сходство, различия, типизацию); изложить результаты обсуждения по предложенной теме. Четвертый этап — рефлексия, осмысление приобретенного опыта. Участники семинара самостоятельно выявляют условия, которые влияют на изменение финансовых отношений в обществе. Этот этап является самым важным, так как именно здесь осуществляется активное осмысление не только теории (чужого опыта), но и возможности его использования в собственной деятельности (для повышения профессионализма). Завершающий этап.Преподаватель проводит анализ предложенных результатов, выделяя значимые положения.Подводя итог семинара, преподаватель предлагает каждому коротко сформулировать в одной фразе свои впечатления от работы. Эти высказывания являются не только оценкой результата данного семинара, но и определяют содержание и логику последующих семинаров в данной группе. Активные и интерактивные технологии обучения взрослых универсальны и могут быть использованы для получения реального результата (освоения ключевых, надпрофессиональных и профессиональных компетенций). Сотрудничество – это базовое понятие в гуманистической педагогике, в том числе в процессе образования взрослых, поскольку все обучение строится на общении и сотрудничестве. Данные технологии эффективны так как: Современный преподаватель должен быть высококультурным человеком, уверенным пользователем компьютера, владеть азами экономического образования, навыками организационной и воспитательной деятельности, обладать такими качествами как инициативность, ответственность, потребность в постоянном поиске и пополнении багажа знаний, стремиться к инновациям. «Без примера ничему не научишься» (Я.А.Коменский)«Если нет дальнейшего роста, значит близок закат» (Сенека)«В конце концов от всех приобретенных знаний в памяти у нас останется только то, что мы применим на практике». (И. Эккерман)«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б.Паскаль)«Действие является самым ясным и выразительным раскрытием человека» (Гегель)«О чем не переговоришь, того не продумаешь как следует» (Гете)ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ТО, ЧТО ОСТАЕТСЯ, КОГДА ЗАБЫТО ВСЕ ВЫУЧЕННОЕ Спасибо за внимание!