Презентация урока Биологические полимеры — нуклеиновые кислоты


Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты Цели: 1. Изучить особенности строения НК, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов. 2. Формировать умения: выделять главное, анализировать, устанавливать причинно – следственную связь 3.Формировать научное мировоззрение Задачи: сформировать знания об особой роли нуклеиновых кислот живой природе – хранении и передаче наследственной информации; охарактеризовать особенности строения и функций молекулы ДНК; раскрыть механизм удвоения ДНК; сформировать умение схематично изображать этот процесс. Работа с тестовыми заданиями. ( Самостоятельная работа учащихся).Установите соответствие. А - Органические соединения. Б – Неорганические соединения. В – Вода. Г – полимеры. Д – Белки. Е – Жиры. Ж – Углеводы.Главный компонент всех клеток живых организмов, составляющий до 85 % их массы.Они нерастворимы в воде и имеют гидрофобный характер.Вещества, состоящие из воды и солей минеральных кислот.Эти соединения образуются из неорганических веществ в процессе фотосинтеза, происходящего в хлоропластах зеленых растений.Вещества, представленные белками, жирами, углеводами и органическими кислотами.Высокомолекулярные вещества, молекулы которых состоят из большого количества повторяющихся звеньев.Протеины, высокомолекулярные соединения, содержащие углерод, водород, азот, фосфор и серу. ПризнакиРНКДНКНахождение в клеткеЯдро, митохондрии, рибосомы, хлоропласты.Ядро, митохондрии, хлоропласты.Нахождение в ядреЯдрышкоХромосомыСтроение макромолекулыОдинарная полинуклеотидная цепочка, кроме вирусов.Двойная, свернутая правозакрученная спираль ( Дж. Уотсон и Ф. Крик в 1953 г.)Состав нуклеотида1.Азотистое основание ( А – аденин, У – урацил, Г – гуанин, Ц – цитозин).2. Углевод рибоза.3. Остаток фосфорной кислоты.1.Азотистое основание ( А – аденин, Т - тимин, Г – гуанин, Ц – цитозин).2. Углевод дезоксирибоза.3. Остаток фосфорной кислоты.СвойстваНе способна к самоудвоению.Способна к самоудвоению по принципу комплементарности: А-Т; Т-А; Г-Ц; Ц-Г.Функциии-Рнк определяет порядок расположения аминокислот в белке; т-РНК подносит аминокислоты к месту синтеза белка к рибосомам; р- РНК определяет структуру рибосом.Химическая основа гена. Хранения и передача наследственной информации о структуре белков.Сравнительная характеристика ДНК и РНК. Нуклеотид – это мономер ДНК или РНК.В состав нуклеотида ДНК входит 4 вида азотистых оснований: аденин, гуанин, тимин, цитозин, углевод дезоксирибоза и остаток фосфорной кислоты: Первичная структура Вторичная структура РНК. построена по принципу комплементарности, но в отличии от ДНК, в состав РНК входит урацил, вместо тимина, и рибоза, вместо дезоксирибозы. Закрепление знаний.Практическая работа « Решение задач по молекулярной биологии».Задача 1. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в последовательности: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т.Нарисуйте схему структуру двухцепочечной ДНК.Объясните, каким свойством ДНК при этом вы руководствовались.Какова длина ( в нм) этого фрагмента ДНК? ( Каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК).Сколько водородных связей в данном фрагментеДНК?Решение: 1) 1 цепь ДНК: А-А-Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-Т-А-Т 2 цепь ДНК Т-Т-Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-А-Т-А2) Принцип комплементарности А=Т, Г=Ц.3) Молекула ДНК всегда двухцепочечная, поэтому ее длина равна длине одной цепи, а каждый нуклеотид в ней занимает 0,34 нм; следовательно, 12 нуклеотидов в цепи 12х 0,34= 4,08 нм.4) Между А и Т две водородные связи 8х2=16, между Г и Ц три водородных связей 3х 3=9. Всего водородных связей 25. Домашнее задание: 1.Прочитать записи в тетради. Решение задачи: Даны фрагменты одной цепи молекулы ДНК: А) Т-А-Т-Ц-Г-Т-Г-Г-А-А-ЦБ) Г-Ц-Г-А-Т-А-А-Г-Ц-Ц-Г-А-ТВ) А-Г-Ц-Ц-Г-Г-Г-А-А-Т-Т-А Г) Ц-А-А-А-Т-Т-Г-Г-А-Ц-Г-Г-Г.Определите в каждой задаче: А) содержание ( в %) каждого вида нуклеотидов; Б) длину ДНК; В) структуру 2 –ой цепи ДНК; Г) число водородных связей.