Презентация к урокам литературы «Персидско-таджикская литература как источник вдохновения творчества русских и западноевропейских поэтов».


Персидско-таджикская литература как источник вдохновения творчества русских и западноевропейских поэтов. Исмаилова Наталья Усеиновна учитель русского языка и литературы КГУ ОСШ им. Т. Аубакирова с. Игилик, Мактааральского района Южно-Казахстанской области ФирдоусиХаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туси (перс. حکیم ابوالقاسم منصور حسن فردوسی توسی‎, тадж. Ҳоким Абулқосим Мансур Ҳасан Фирдавси Туси; род. 935, Тус (Иран) — 1020) — персидский поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» (Книга царей), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе). Пользуется большой популярностью и считается нацио-нальным поэтом в Иране, Таджикистане, Узбекистане и Афганистане. Фирдоуси «Шах-наме»“Шах-наме” является одним из выдающихся памятников письменности мировой литературы, национальным достоянием таджиков и персов. Для таджиков, персов — чудесное отражение прошлого и вместе с тем живое выражение народного самосознания. Абдулкасым Фирдоуси свою “Шах-наме” (Книга царей) создал в Х веке. Дошедшими до нас полными старейшими рукописями считают Лондонскую рукопись второй половины ХIII века (приблизительно 1276–1277 гг.) и Санкт-Петербургскую, 1333 г. Фирдоуси «Шах-наме»«Шахнаме» – поэма о царствах, любви и герояхФирдоуси читает поэму "Шах-наме" Махмуду Газневийскому Сказание о Рустаме«Шахнаме» рассказывает далее о начале страшной войны между враждебными отраслями династии. Новые злодеяния увеличивают силу злого духа. Потомок Тура, свирепый, волнуемый необузданными страстями Афрасиаб (авест. – Франграсьян), царь Турана, побеждает в кровопролитной племенной войне, овладевает страною солнца, Ираном, ставит свое знамя над престолом Джемшида. Но величайший из героев «Шахнаме», Рустам (авест. Равдас-Тахма), разбивает врагов. По словам Фирдоуси, Рустам родился в области Систан (древней Дрангиане) и был сыном героя Заля и Рудабы, дочери кабульского царя. Содержащийся в «Шахнаме» рассказ о любви Заля и Рудабы – грациозно-лирический эпизод величественной эпопеи, исполненной воинственного духа.Победив Афрасиаба, Рустам возводит на иранский престол Кей-Кубада (Кава-Кавада), потомка Феридуна. Афрасиаб спасается за Окс (Амударью). Рустам защищает против туранцев страну солнца, Иран, при Кава-Каваде и его преемниках – Кава-Усе (Кей-Кавусе), Кава-Сьяварене (Сиявакуше) и Кава-Хусраве (Кей-Хосрове). На своем быстром как молния коне Рахше, который один из всех коней выдержал испытание давлением его тяжелой руки, Рустам, с накинутой на плечи тигровой шкурой, бьется арканом и булавой, имеющею форму головы быка, и никто не может устоять перед ним. Как медь его тело, подобен горе его вид, широка и высока его грудь, преизобильна его сила, и едва увидев его, ужасаются враги. Даже дивы бессильны бороться с ним.Раздраженный благоденствием Ирана, Ахриман придумывает новые средства погубить служащих богу света. Он возбуждает в душе Кей-Кавуса надменность и алчность; Кей-Кавус доходит до такой дерзости, что считает себя равным с богами, и перестает чтить их. Воображая себя всесильным, он совершает ряд безумных дел и навлекает на себя бедствия. В «Шахнаме» рассказывается, как три раза наводит Ахриман врагов на Иран, три раза угрожает Ирану погибель. Но каждый раз сильная рука. Рустама отражает врагов, и наконец Кей-Кавус, вразумленный бедствиями, становится разумным.  Рустам и СухрабРУСТЕМ ОТТАЛКИВАЕТ КАМЕНЬ, СБРОШЕННЫЙ НА НЕГО БАХМАНОМРУСТЕМ СТРЕЛЯЕТ В ШАГ АДАРустам оплакивает Сухраба Рустам и СухрабВ ярости от неудачи своих замыслов, от возобновившегося благоденствия Ирана, над которым снова сияет солнце, Ахриман обращает свой гнев на героя, разрушившего все его козни, и успевает запутать дела так, что Сухраб, сын Рустама, родившийся в Туране, ведет туранцев на Иран. Отец, не узнав сына, убивает его на поединке. Невыразимая скорбь овладевает душою Рустама, когда он узнаёт, что мужественный юноша, убитый его кинжалом, – сын его, пошедший на войну, чтобы найти отца. Но даже после этого страшного потрясения тяжким ударом судьбы, воспетый Фирдоуси Рустам остается защитником святой иранской страны. ФИРДОУСИ «Рустам и Сухраб» Теперь я о Сухрабе и Рустаме Вам расскажу правдивыми устами. Когда палящий вихрь пески взметет И плод незрелый на землю собьет, - Он прав или неправ в своем деянье? Зло иль добро - его именованье? Ты правый суд зовешь, но где же он? Что - беззаконье, если смерть - закон? Что разум твой о тайне смерти знает?.. Познанья путь завеса преграждает. Стремится мысль к вратам заветным тем... Но дверь нe открывалась ни пред кем. Не ведает живущий, что найдет он Там, где покой навеки обретет он. Но здесь - дыханье смертного конца Не отличает старца от юнца. Здесь место отправленья в путь далекий Влачимых смертью на аркане рока. И это есть закон. Твой вопль и крик К чему, когда закон тебя настиг? Будь юношей, будь старцем седовласым - Со всеми равен ты пред смертным часом. Но если в сердце правды свет горит, Тебя в молчанье мудрость озарит. И если здесь верна твоя дорога, Нет тайны для тебя в деяньях бога. Счастлив, кто людям доброе несет, Чье имя славой доброй процветет! Здесь расскажу я про отца и сына, Как в битву два вступили исполина. Рассказ о них, омытый влагой глаз, Печалью сердце наполняет в нас. Омар Хайям Гиясаддун Абуль Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям Нишапури родился в 1048 году в Нишапуре, учился в этом городе, затем в крупнейших центрах науки того времени, в том числе в Балхе и Самарканде. По оставшимся его научным трудам и сообщениям современников установлены некоторые детали биографии. Около 1069 г. он, находясь в Самарканде, написал трактат "О доказательствах задач алгебры и алмукабалы". А до этого были написаны два математических трактата. В 1074 г. возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию в Исфахане, в 1077 г. завершил работу над книгой "Комментарии к трудным постулатам книги Евклида", в 1079 г. вместе со своими сотрудниками ввел в действие календарь. Омар Хайям «Рубаи» Имя персидского поэта и мыслителя XII века Омара Хайяма хорошо известно каждому. Его четверостишия – рубаи – занимают особое место в сокровищнице мировой культуры. Их цитируют все, кто любит слово: от тамады на пышной свадьбе до умудренного жизнью отшельника-писателя. На протяжении многих столетий рубаи привлекают ценителей прекрасного своей драгоценной слове-сной огранкой. В безукоризненном четверостишии Хайяма умещается весь жизненный опыт человека: это и веселый спор с Судьбой, и печальные беседы с Вечностью. Хайям сделал жанр рубаи широко изве-стным, довел эту поэтическую форму до совершен-ства и оставил потомкам вечное послание, прони-кнутое редкостной свободой духа. Омар Хайям «Рубаи» <> 1 <>Вот снова день исчез, как ветра легкий стон, Из нашей жизни, друг, навеки выпал он. Но я, покуда жив, тревожиться не стануО дне, что отошел, и дне, что не рожден. <> 2 <>Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?В чем нашей жизни смысл? Он нам непостижим. Как много чистых душ под колесом лазурным Сгорает в пепел, в прах, а где, скажите, дым? Низами ГянджевиЛучший романтический азербайджан-ский поэт Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви родился около 1141 года в Гяндже, в семье преуспе-вающего ремесленника. Образование получил в медресе Гянджы. В молодости писал лирические стихи. Безвыездно жил в родной Гяндже. Около 1173 году женился на тюркской рабыне Афак (Аппак), которую ему подарил правитель Дербента Сейфаддин Музаффар в знак признания таланта Низами и которую поэт воспел в своих стихах. Низами Гянджеви «Лейли и Меджнун»Зарождение печальной повести о Меджнуне и Лейли относится к глубокой древности. Предание об их любви, первоначально сложившееся на арабской почве, получило в дальнейшем широкое распространение на всём, мусульманском Востоке среди многих народов. Со временем эта легенда обрела права гражданства в Иране, Средней Азии, Азербайджане. Образы Меджнуна и Лейли неотступно преследовали воображение многих поэтов, однако впервые за поэтическую разработку этой темы взялся Низами Гянджеви, бессмертное творение которого способствовало ещё большему распространению трагической повести о любви Меджнуна и Лейли.Каждая поэма Низами представляет собой целый мир в движении. Этот мир не устаревает, а наоборот, молодеет из века в век на протяжении вот уже восьми столетий. В чём секрет этого? Видимо, в том, что великий художник изобразил такие непреходящие человеческие чувства, мечты и чаяния, которые будут живы, пока живёт само человечество... «Лейли и Меджнун»Во главе пышного каравана он торжественно едет к племени Лейли — сватать красавицу за своего сына. Но отец Лейли отвергает сватовство: Кейс знатен родом, но безумен, брак с безумцем не сулит добра. Родные и близкие увещевают Меджнуна, предлагают ему сотни прекрасных и богатых невест взамен Лейли. Но Меджнун бросает родной дом и в рубище с криком «Лейли! Лейли!» бежит по улицам, скитается в горах и в песках пустыни. Спасая сына, отец берет его с собою в хадж, надеясь, что поклонение Каабе поможет в беде, однако Меджнун молится не о своём исцелении, но лишь о счастье Лейли. Его болезнь неизлечима. Хафиз Ширази Хафиз (родился в 1320 в Ширазе, умер 1390) - знаменитый персидско-таджикский поэт и суфий-ский мастер.Полное имя Хаджи Шамсаддин Мухаммад Хафизи Ширази (также Мухаммад Шамсаддин ). Сведения его жизни содержат мало достоверных фактов и дат, но много легенд. Хафиз Ширази «Диван»Его стихи являются вершиной персидской поэзии. Они в Иране до сих пор читаются и декламируются. В школах Бухарского ханства в XVI - начале XX в. стихи Хафиза Ширази входили в обязательный учебный курс. «Диван» — сборник из 600 стихов.Просило сердце у меня то, чем само владело:В волшебной чаше увидать оно весь мир хотело…Жемчужина, творенья перл – всевидящее СердцеО подаянии слепца просило – и прозрело! «Диван»Не причиняй лишь зла другим, а в остальном…Живи, как знаешь, и судьба тебе поможет.Иного нет греха. Добром же ты умножишьСебя, как в зеркале, светящимся добром... А.С. Пушкин. «В прохладе сладостной фонтанов…» В прохладе сладостной фонтановИ стен, обрызганных кругом,Поэт, бывало, тешил хановСтихов гремучим жемчугом. На нити праздного весельяНизал он хитрою рукойПрозрачной лести ожерельяИ четки мудрости златой.Любили Крым сыны Саади,Порой восточный краснобайЗдесь развивал свои тетрадиИ удивлял Бахчисарай. Его рассказы расстилались,Как эриванские ковры,И ими ярко украшалисьГиреев ханские пиры.Но ни один волшебник милый,Владетель умственных даров,Не вымышлял с такою силой,Так хитро сказок и стихов,Как прозорливый и крылатыйПоэт той чудной стороны,Где мужи грозны и косматы,А жены гуриям равны. И.В. ГетеИоганн Вольфганг Гете родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. Отец его был юристом, имел чин имперского советника, мать была знатной дворянкой. Иоганн рано начал читать, к семи годам уже знал латынь и греческий. В 16 лет Гете отправляется в Лейпцигский университет, на юридический факультет.Учеба на юриста его не привлекла, ведущим интересом Гете была литература и искусство. И.В. Гете «Западно-восточный диван» «Книга эта словно шкатулка, полная жемчуга и драгоценностей, нужно открывать ее снова и снова, смотреть на одно, смотреть на другое, не можешь насытиться тихим светом одного, блеском другого, сияющими красками третьего, - так много в этой книге мудрости, духа, любви". И.В. Гете «Западно-восточный диван». Шесть пар помяните       И в сердце храните.       Образ зажег, разжигает судьба,-       Это Рустам и Рудоба.       Хоть незнакомы - шаг до греха,       Это Юсуф и Зулейха.       Мука любви без любовных отрад, -       Это Ширин и Ферхад.       В мир друг для друга пришли, -       Это Меджнун и Лейли.       Старость идет, но любовь их верна,-       Это Джемиль и Ботейна.       А любовь и ее забавы-       Царь Соломон и царица из Савы,       Если их помнишь через века,       Будет любовь вовеки крепка.  Интернет ресурсы:http://myklad.net/5/1/14/shax-name-xakim-abulkasym-firdousi-2005-poyeziya-audiokniga-mp3-64kbps-pyotr-markin.htmlhttp://thelib.ru/books/hakim_abulkasim_firdousi/shah_name.htmlhttp://www.rufanbook.ru/book_10753.htmlhttp://alogol.uol.ua/blog/tags/115694/%D0%A8%D0%B0%D1%85%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5/http://artru.info/il/31540/http://www.barabass.ru/8.phphttp://www.barabass.ru/65.phphttp://rushist.com/index.php/mifologiya/2514-firdousi-shakhname-kratkoe-soderzhaniehttp://knigopoisk.net/knigi/34122/Nizami_Gyandzhevi_-_Leyli_i_Medzhnun.htmlshttp://sokrnarmira.ru/index/0-4062http://www.liveinternet.ru/users/4499787/post267479757/http://az-love.com/viewtopic.php?id=847http://www.labirint.ru/screenshot/goods/59708/5/http://darim.info/156127-omar-xajyam-rubai-audiokniga-mp3.htmlhttp://www.libex.ru/detail/book348409.htmlhttp://www.hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1147814http://krim.com.ru/node/77903https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Statue_of_Ferdowsi_in_Rome_(detail).JPG?uselang=ru Интернет ресурсы:http://knigopoisk.net/knigi/79735/I_V_Gyote_-_Zapadno-vostochnyy_divan.htmlshttp://www.bookle.ru/12100/3/http://by-time.ru/events/detail.php?ID=8437http://mudrageli.ru/302-xafiz-shirazi.htmlhttp://aitaber.kz/blog/poem/4562.htmlhttp://rudata.ru/w/images/d/d4/Divan_von_Hafiz.jpghttp://myklad.net/5/1/14/shax-name-xakim-abulkasym-firdousi-2005-poyeziya-audiokniga-mp3-64kbps-pyotr-markin.htmlhttp://ahuman.ru/omar-xajyam-biografiya-omara-xajyama/http://www.liveinternet.ru/users/scarlet_222/post217898684http://sokrnarmira.ru/index/0-4029