Проект «Создание и использование предметно-развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста»


Воспитатели:Лойко Е.В.Караблина О.В.Проект«Создание и использование предметно-развивающей среды и игровой деятельности для формированиягендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста» Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной индентичности детей старшего дошкольного возраста.Актуальность.В мировой психолого – педагогической науке имеется много работ, посвященных изучению гендерных особенностей детей, в них приводятся доказательства половых различий в здоровье, моторике, в развитии зрительной системы, речевых способностей детей и т.п.Отмечается более ранее созревание девочек. Достоверно установлено, что в дошкольном возрасте девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально – пространственных. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом они более агрессивны. Девочки дошкольного возраста «социальнее», более внушаемы. Они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложным познавательными. На девочек больше влияет наследственность, на мальчиков – зрительное восприятие. При этом воспитывают детей чаще всего женщины: дома- мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. По мнению ученых, женщины не могут правильно воспитывать мальчиков, так как у них другой тип мышления. Педагог – женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому приобщении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что, если этот мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы выносливости. В результате совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабы физически и очень ранимые мальчики могут подвергаться со стороны воспитателей травмирующему воздействию. Когда на занятии воспитатель обращается к детям с вопросом, то первыми поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу. Мальчики не торопятся с ответом. Речь у них развита хуже, они вынуждены тратить больше времени для того, чтобы подобрать нужные сова и высказать их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.Проблема.В настоящее время в массовой практике детских садов отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания « девчоночьих» материалов и пособий. Атрибуты для игр девочек ближе женщине – воспитателю. «Красивости» кукольной жизни радуют глаз в сравнении с техническими игрушками, конструкторами или наборами для игр, направленных на тренировку ловкости, меткости. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от предметов, с которыми любят играть мальчики. Вместе с тем в процессе формирования гендерной идентичности очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение. Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным запросам общества.Цель: организация и использование предметно- развивающей среды и игровой деятельности в ДОУ с учетом гендерных особенностей воспитанников.Задачи:1.Проведение стартовой диагностики и анализ её результатов.2.Развитие предметно –развивающей среды с учетом гендерной идентичности детей:- подбор игрушек для формирования гендерной идентичности детей;- подбор игр для гендерной идентичности детей.3. Итоговая диагностика и анализ её результатов. Предполагаемый результатРазвитие и использование предметно-развивающей среды и игровой деятельности ДОУ с учетом гендерных особенностей воспитанников.Дошкольное образование, неразрывно связанное с культурой общества, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерного воспитания детей. Под гендерным воспитанием понимается целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника. заключающийся в содействии накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно- нравственных ценностей. Особое значение в ДОУ придается предметно- игровой среде. так. как основным видом деятельности ребенка является игра, и её влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в ДОУ должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды. На протяжении всего дошкольного возраста под воздействием предметно-развивающей среды идет интенсивно становление гендерной идентичности, которая состоит в усвоении ориентаций на ценности своего пола. в усвоении социальных стремлений, установок, гендерного поведения. Данные о своих возможностях, представления ребенка о самом себе накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками и дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование "образа Я" происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения и организации деятельности в предметно-развивающей (игровой) среде. Дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере поведения и образе жизни, что способствует закреплению основы представлений о мужественности и женственности. Грамотно дополненная предметно-развивающая среда позволит создать условия для выстраивания гендерных отношений в дошкольном детстве. Чтобы внести дополнения или изменения в создании игровой среды в ДОУ для формирования гендерной идентичности детей необходимо провести ряд педагогических наблюдений и выявить гендерные характеристики игровых уголков в группе старшего дошкольного возраста. Также провести анализ игровой среды способствующей в развитии гендерной идентичности детей.  Игровая зона для девочекХороши у нас игрушки – Куклы, мишки, погремушки.Поиграем и потом,Всё на место уберём! Игровая зона для мальчиковА вот любимое местечко,Здесь время мчится, словно речка,Тут быстро взрослым можно стать,И профессии менять! аВ салон красоты скорей поспешите,Макияж и причёску здесь наведите.Вы будете просто неотразимы,Затем поспешите вы к нам в магазины.«Парикмахерская» У нас в магазине, товара не счесть,Фрукты и овощи тоже в нём есть.«Магазин» Здесь находится больница, если надо полечиться, приходите — доктор ждёт, он сейчас приём начнёт. « Больница» Здесь зелёные ладошки,Протянули к нам цветы,Мы их дружно поливаем,Посмотрите, хороши!Уголок природы Если не мы, то кто же,Детям нашим поможетРоссию любить и знатьКак важно не опоздать… Патриотический уголок Художником может быть я и не стану,Но вот рисовать, я люблю!Альбомы и ручки, мелки и тетрадиВсё в этом центре я найду!Художественное творчество А это книжкин дом,Здесь разные книжки на полках живут.Детишкам желающим многое знать,Могут о многом они рассказать! Центр книги Вниманье, занавес, звонокЯ – театральный уголок.Здесь можно в гнома превратитьсяИ в Бабку Ежку нарядиться.Уголок театрализации И в группе куклы не скучают!Там музыкальный уголок!В нём дети громко так играют,- Трясется даже потолок!Музыкальный центр Раз, два, три – сложу детали,Чтоб они машиной стали.Из конструктора такогоЧто ни сделай – всё толково!Центр конструирования В двигательном центре-мячики, скакалки. Есть ребристая доска-похожу на ней слегка!Центр физической культуры Это всё – эксперименты –Интересные моменты!Всё, всё, всё хотим узнать!Нужно всё зарисовать!Как наш опыт получился,Сколько времени он длился?Удивляемся всему:Как? Зачем? И почему? Экспериментирование Мы сегодня в сад пришли,В уголок дежурств зашли.Посмотрели кто дежурит,Для себя решили мы:Кто цветы сейчас польёт,Кто посуду соберёт,Кто поможет на занятьях,Кто игрушки уберёт.Уголок дежурства Будь всегда ты осторожен, Взрослый ты совсем уже.  Если хочешь быть здоровым,   Знай и помни ОБЖ!Уголок безопасности Развитие речиЧтобы речь развиватьНужно все нам буквы знать. Математика - точна,Математика - нужна!Дети любят всё считать,Нужно только понимать! Математическое развитие