Презентация по русскому языку на тему Двойная роль букв Е, Ё, Ю,я (5 класс)


Прочитайте выразительно поэтическиестроки С. МаршакаА теперь без грамоты пропадёшь,Далеко без грамоты не уйдёшь.Не попить без грамоты, не поесть,На воротах номера не прочесть!"Сверните" текст в пословицу. Какую пословицу с аналогичным смыслом вы знаете? Грамоте учиться – всегда пригодится. Лингвистическая разминкаНайти логическую ошибку. а) Закричал охотник: “ОЙ! Двери гонятся за мной!» б) «Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке». в) Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. г) На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. д) Синеет море перед нами, Летают майки над волнами.
Ф о н е т и к а
style.rotation Гласныезвуки: а, о, у, и, ы, эбуквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Двойная роль букв е, ё, ю, я Цель:  узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y мера ем боец отъезд полётёлка приём съёмка клюв юг каюта вьюга сядуяблока стоятобезьяна
Обозначают мягкость согласного (один звук)Обозначают два звука, если стоят:в началесловапосле Ъ и ЬпослегласныхЕ – [э]мера - [ м‘]ем - [й] [э]отъезд - [й] [э] боец - [й] [э] Ё – [о]полёт - [ л‘]ёлка -[й] [о]съёмка -[й] [о] приём - [й] [о] Ю – [у]клюв - [ л‘]юг - [й] [у]вьюга - [й] [у] каюта - [й] [у] Я – [а]сяду - [с‘]ясный - [й] [а]обезьяна- [й] [а]стоят - [й] [а] Таблица-схема № 1 Таблица-схема №2
Таблица-схема №3

В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук.Белый, бюро, вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявления, яд, юмор Проверь себяВьюн белыйвъезд бюроёрш вялыйель мёдем мятьзаехать нёспоют мераобъявления любовьядюмор мёд ЁЖ ёрш ёлка Яна на юг ешь ракета звёзды язык Тест по теме  «Фонетика»  I.  Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:   1) мера; 2) вьюга; 3) метель;  4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие  из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:         1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими:         1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся  ы, я, ю.    Какие из данных  слов  отступают  от данного правила:1) брош…ра; 2)  сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.     Проверь себя  I.  Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:    2) вьюга;  4) ёж; 6) Яша;  II. Какие  из указанных букв названы неверно:  2) х «хэ»; 4) н «нэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:       1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт;  IV. Какие из данных согласных являются звонкими:         2) з; 3) р; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся  ы, я, ю.    Какие из данных  слов  отступают  от данного правила: 1) брош…ра; 5) ж…ри.     Спасибоза активную работу на уроке!Молодцы!Молодцы!Молодцы!