Презентация опыт работы учителя по русскому языку Формирование орфографической зоркости у младших школьников


* * КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2010» Защита опыта работы учителя начальных классов МОУ Ленинской СОШ Овод Татьяны ВикторовныКвалификационная категория – вторая. ТЕМА ОПЫТА: * * «Формирование орфографическойзоркости у младших школьников» АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА * * Широкое внедрение в учебный процесс новых форм и средств обучения, которые позволят учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении, возможность самореализации через исследовательскую деятельность Цель: * * Сформировать у учащихся орфографические навыкиПовысить уровень знаний, умений и навыков посредством использования новых форм и средств обучения Задачи: * * Развитие орфографических навыковВооружение учащихся знаниями, способствующими научить их вести наблюдение, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщенияПовышение уровня обученности учащихся за счет индивидуального продвижения и применения новых форм и методов обученияВоспитание любви к русскому языку * * Язык народа – это не просто система знаков, средство общения и информации: он – хранитель многовековых традиций мировосприятия, истории народа, его радостей и страданий, творчества, созидания, разума; все культурные ценности в языке хранятся и в языке наследуются. * * Две ступени орфографических действий: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом) * * Задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме * * ФАКТОРЫ: Зрительный2. Слуховой3. Рукодвигательный * * никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Золотое правило ученика: * * П Р И Е М Ы: а) письмо с пропусками «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;б) опорные схемы; ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР * * С Х Е М А Весной лес оживает е ои еВесело щебечут птицы ое еу ыИз берлоги вылезает сонный медведь з ие ее ед * * а)письмо с пропусками «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;б) опорные схемы; в) алгоритмы;г) сигнальные карточки;д) «диктант» с обоснованием;е) есть прием, заставляющий думать над написанием. П Р И Е М Ы : ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР ЗРИТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР * * СЛУХОВОЙ ФАКТОР И Г Р Ы:«Найди опасное место»«Светофор» * * ПРОГОВАРИВАНИЕ «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка» Текучев А.В. * * Этапы словарной работы: Семантизация слова. Актуализация слова.Использование слова в речи. * * ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ - помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. * * Способы толкования слова: наглядный;контекстуальный;способ постановки синонимов;логическое определение;развернутое описание;подбор антонимов;анализ морфологической структуры слова;словообразование. * * Основные этапы активизации словаря: Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов: а) контекста;б) подбора синонима или антонима;в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;г) описательного оборота.2. Чтение и запись слова (работа на орфоэпией и орфографией)3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями) * * ИГРЫ: 1. «Кто больше напишет слов»например:Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность. * * 2. Игра «Наоборотки».3. Диктант – игра «Запоминайка»одлодлодлЧуткий – нечуткийВнимательный – невнимательный.4. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь» обЕжать - обИжать примЕрять – примИрятьполАскать – полОскатьпосЕдел- посИдел * * 5.Игра « Как назвать одним словом?» 6.Расшифруйте слова. а)замените одним словом:2,6,18,7,9,1 (береза)12,13,7,15 ( клен)16,19,10,15,1 (осина) 33,19,6,15,30 ( ясень)б) расшифруйте слова:18,16,9,1 (роза)1,19,20,18,1 (астра)20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы * * 7. Запишите слова с безударной гласной Я: Монета в пять копеек (пятак),( пять) Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)Школьная отметка (пятерка)Детская игра (пятнашки), ( пятна) * * Трактор шумел, как ... . На солнце засверкали ягоды земляники, словно ... . * * «К о р а б л и к» По горизонтали: 1.Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (орех)2.Шла Саша по …. и сосала сушку (шоссе)3.Вот …. тучи нагоняя… (север)4.Название места, где кто- либо живет, надпись на конверте (адрес)5.Большие дети, берите… (билетик) По вертикали:1.Как на поле на кургане стоит курочка с серьгами (овес)3. Лежали на свету, бросились во тьму, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет (семена)6.Честь….. береги свято. (солдата). 7.Человек, который выращивает хлеб. (хлебороб) * * «Цветик-семицветик» * * Орфографушка Орфограммушки Орфограммушки * * школа домик дошкольник пришкольный школяр школьник Корень слова дошкольный школьник Корень рода прадед Иванова бабушка дедушка папа мама Сам Иванов ДЕРЕВО * * * * Сигнальные карточки 1.Начало и конец предложения  Б______. ! ? 2.Большая буква в именах собственных  Б Б . 3. Словарное слово ! 4.Безударная гласная в корне слова 5. Пиши без мягкого знакачк,щн,чн,чт,рщ, нщ, щн 6. Разделительный Ь знак.  ь * * * * Признаки предложения: наша речь состоит из предложений;предложение состоит из слов; слова в предложении связаны между собой;предложение выражает законченную мысль; каждое предложение произносится с особой интонацией. * * Компоненты: Мотивационно - ценностный компонент орфографической деятельности определяет направление постановки учебных задач с ориентировкой на письменную речь с учетом потребностей в грамотном письме школьников.Содержательно- операционный компонент создает базу для овладения глубокими орфографическими знаниями и умениями в условиях формирования грамотного письма. * * Задание Подбери все проверочные слова к слову М…лчаливый-………молча, молчать, примолк, молчунУкажи буквы, которые надо писать в словах ( а,о,е,и,я)П…ссажир, г…ризонт, б…седа, в…кзал, вч…ра Результативность моего метода Достижения учащихся 1 в класса по чтению МОУ Ленинской СОШ на начало 2 полугодия 2008-09 учебного года Достижения учащихся 1 в класса по письму МОУ Ленинской СОШ на начало 2 полугодия 2008-09 учебного года * * Достижения учащихся 2 в класса по чтению МОУ Ленинской СОШ на начало 2 полугодия 2009-10 учебного года Достижения учащихся 2 в класса по русскому языку МОУ Ленинской СОШ на начало 2 полугодия 2009-10 учебного года * * * * Спасибо за внимание! Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл»