Презентация по методике преподавания естествознания на темуМетоды экологического образования детей дошкольного возраста


Методы экологического образования детей дошкольного возраста Методы экологического образования детей дошкольного возрастаМетоды обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические). Методы экологического образования детей дошкольного возрастаК наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Методы экологического образования детей дошкольного возрастаПрактические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний. Методы экологического образования детей дошкольного возрастаСловесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе. Методы экологического образования детей дошкольного возрастаВыбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя. Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиНаблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. При этом восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения.Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиКЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЙраспознающие наблюдения. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением. длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь. воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиКроме приведенной выше классификации предлагается по длительности выделять эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут, и длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель).В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации). Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиЦикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиНаблюдение 1. Кто живет в аквариуме?Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от его восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки.Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?Цель. Показать сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку. Наблюдение 4. Что есть у рыбки?Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки.Наблюдение 5. Рыбка живая — о ней надо заботиться.Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть и может умереть.Наблюдение 6. Как рыбка плавает?Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в водеНаблюдение 7. Как рыбка отдыхает?Цель. Познакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями. Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой — это красиво. Цель. Научить, на примере аквариума, замечать красоту природы — любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит плавниками. Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиЦикл проводится в течение длительного времени — на неделю планируется одно —два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5 — 2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиРяд требований к его организации и проведению.Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических). Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиВ целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, целесообразно использовать различные способы фиксации наблюдаемого: календари природы и погоды, дневники наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за птицами, гербарии, детские рисунки и т. д. Фиксация даст детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту, поможет поддержать их интерес и позволит подкрепить те чувства и эмоции, которые ребенок испытал и пережил в процессе организуемых наблюдений за миром природы. Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиНаряду с использованием наблюдений в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал.Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений, С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно. Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиВИДЫ НАГЛЯДНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛАкартины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С.А. Веретенникова), «Дикие животные с детенышами» (С.А. Веретенникова), «Времена года» (С. Н.Соловьева), «Картины о сельской местности» (С. Н.Соловьева) и некоторые другие;картинки, иллюстрации, фотографии;гербарии, коллекции;кинофильмы, диафильмы, диапозитивы. Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиСодержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т. е. способов их функционирования, для животных — разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиСодержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т. е. способов их функционирования, для животных — разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников моделирования в экологическом образовании дошкольниковМодель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы. моделирования в экологическом образовании дошкольниковпредметные модели. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре). предметно-схематинеские модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. моделирования в экологическом образовании дошкольниковВАРИАНТЫ МОДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА моделирования в экологическом образовании дошкольниковМладший дошкольный возрастПредметныеПредметно-схематические (сенсорные)Графические- аквариум;- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида- модель величины (большой, маленький);- модель численности групп (много, мало)- календарь погоды;- календарь наблюдений за птицами;- модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение);- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);- модель «Потребности растений» (вода);- модель «Способы ухода за растениями» (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой);- модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется);- модель «Свойства глины» (ломается, лепится);- обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус);- модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост) моделирования в экологическом образовании дошкольниковСредний дошкольный возрастПредметныеПредметно-схематические (сенсорные)Графические- аквариум;- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);- модель величины (большой, маленький);- модель численности групп (много, мало);- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый)- календарь погоды;- календарь наблюдений за птицами;- модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение);- модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение);- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами);- модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло);- модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание);- модель «Дикие животные»;- модель «Домашние животные»;- модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост);- модель «Свойства песка» (формуется, рассыпается, темный (светлый) по цвету);- модель «Свойства глины» (ломается, лепится, темная (светлая) по цвету);- обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу);- обобщающая схема описания времени года (солнце, небо, ветер, осадки, почва, растительный мир, животный мир, мир человека (одежда, игры и забавы на прогулке)) моделирования в экологическом образовании дошкольниковСтарший дошкольный возрастПредметныеПредметно-схематические (сенсорные)Графические- модель «Экосистема леса»;- модель «Экосистема луга»;- модель «Экосистема водоёма»- модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);- модель величины (большой, маленький, длинный короткий, широкий, узкий);- модель численности групп (много, мало);- модель характера поверхности (гладкий, шероховатый);- модель «Мимикрия»- календарь погоды;- календарь наблюдений за птицами;- календарь наблюдений за ростом и развитием растений;- календарь длительности светового дня;- модель «Термометр»;- модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение);- модель «Строение растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);- модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло, почва);- модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание, обрезка сухих листьев, подкормка);- модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста на части);- модель «Птицы»;- модель «Рыбы»;- модель «Звери»;- модель «Насекомые»; - модель «Размножение животных» (яйцами, икрой, живорождение);- карты местности родного края Словесные методы в системе экологической работыСловесные методы в системе экологической работы с детьми также имеют определенное значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на ее объекты. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы. Словесные методы в системе экологической работыВыделяют три вида беседы природоведческого содержания:1) установочная беседа. Она помогает воспитателю привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, помогает детям вспомнить ту информацию о мире природы, которой они уже владеют, чтобы установить связь между имеющимся опытом и новыми знаниями;2) эвристическая беседа. Она направлена на установление причин различных явлений природы. Достигается это с помощью рассуждений детей, разрешения ими целой системы познавательных заданий (ребусы, кроссворды, загадки, речевые логические задачи и т.д.). Основу такой беседы составляют знания, которые уже имеются у детей, достаточно прочно ими усвоены;3) итоговая беседа. Она используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе. Такая беседа требует тщательной подготовки воспитателя, большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений о мире природы у детей. Большое значение в ходе проведения итоговой беседы имеет демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, гербарии и т.д.) Словесные методы в системе экологической работыДля результативности использования бесед в работе с детьми дошкольного возраста важно подготовить к ним самого педагога. Беседа предполагает диалог. Поэтому воспитателю очень важно продумать и спланировать систему вопросов, касающихся содержания обсуждаемого материала. Вопросы должны опираться на уже имеющиеся у детей знания. Кроме того, вопросы должны быть разной степени трудности. Воспитателю необходимо продумать вопросы как констатирующего характера, так и поисково-познавательные, что будет оптимально стимулировать активность каждого ребенка (в силу его индивидуальных особенностей) к участию в беседе Игра в экологической работе ДОУ1) В первую очередь необходимо говорить о влиянии игр на расширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.2) Далее, игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием.3) Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения. Игра в экологической работе ДОУДидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание. Игра в экологической работе ДОУПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.): Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей. Игра в экологической работе ДОУНАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы. Игра в экологической работе ДОУСЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке. Игра в экологической работе ДОУ Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры экологического содержания. Труд как метод воспитания экологически направленной личности В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей по уходу за природой:- индивидуальные поручения (используются во всех возрастных группах). Они дают возможность воспитателю осуществлять более тщательное руководство и контроль за действиями детей, вовремя оказать ребенку необходимую помощь, исправить его ошибки, дать совет, как поступить в той или иной ситуации;- коллективный труд (используется со средней группы). Дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Данная форма организации труда по уходу за природой имеет большое значение для формирования у детей личностных качеств: умения работать сообща, договариваться, планировать деятельность, брать на себя ответственность за результат общей работы и пр.;- дежурства (используется со второго полугодия средней группы). Дежурства позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки. Вместе с тем в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело.