Презентация рецензии История педагогической мысли в контексте развития религиозных и философских учений, становления отраслей научного знания, эволюции идеологических доктрин.» . для студентов педагогических вузов


Дискуссияаспирантка 1 года обучения АСОУ Каменская Оксана Александровна на тему: История педагогической мысли в контексте развития религиозных и философских учений, становления отраслей научного знания, эволюции идеологических доктрин. Для студентов бакалавриата Время проведения 1ч.20 мин. Характеристика категории обучающихся Участники: Студенты педагогического вуза. Изучение нового материала. Дисскуссия Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса;метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Цель:дать представление студентам о проблемах развития религиозных и философских учений, становления отраслей научного знания, эволюции идеологических доктрин Задачи:1. Развивать у студентов умение аргументировано отстаивать или опровергать необходимость религиозного образования и воспитания в настоящее время.2. Учить студентов интерпретировать авторов, развивавших или развивающих в настоящее время идеи религиозного образования и воспитания. 3. Учить студентов быть толерантными по отношению к людям с иными взглядами на данную проблематику. Форма проведения: дискуссия Образовательные методы и приёмы:Предъявление проблемной ситуации.Обсуждение разных точек зрения на проблему.Самостоятельные выводы студентов. Основные понятия «наука»; «религия»; «идеология»; «педагогика и религия»; «педагогика и философия»; «педагогика и идеология»; «педагогика и политика»; «педагогика и отрасли научного знания» (в том числе «педагогика и психология», «педагогика и социология»); «духовная культура общества». Проблемная ситуация «На Западе религиозная педагогика заняла свое достойное место и давно уже стала самостоятельной областью академических исследований. За последние десятилетия сформирован категориальный аппарат, заложены научные основы религиозного образования, сложилось представление о методологической культуре преподавания религии в школе и начинают складываться международные академические стандарты. Россия до сих пор находится в стороне от этих процессов » (Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. СПБ., 2005). План лекции История педагогической мысли в контексте развития религиозных учений. История педагогической мысли в контексте развития философских учений.Место и роль педагогической проблематики в развитии духовной культуры общества. Религия - это одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, покоящихся на вере в чудодейственные сверхъестественные силы и существа (боги, духи), которые являются предметом поклонения. Идеология - система взглядов и идей, мировоззрение. Содержание учебного материала Наука – это система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Основные периоды древнеиндийской философии : Первый период. Ведический (XY-YI вв. до н.э.) Веды - древнеиндийские памятники религии. Состоят из нескольких книг. Оправдывают существование в древней индии каст: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевладельцы, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста). Второй период - эпический (YI-II вв. до н.э.) Формируются учения, оппозиционные ведам. Буддизм. Джайнизм. Чарвака. Санкхья. Йога. Третий период - Эра сутр (II в. до н.э. – YII в. н.э.). Это краткие философские трактаты, рассматривавшие отдельные проблемы. Этим завершается период древнеиндийской философии. В дальнейшем господствующее положение в ней занимает учение Гаутамы Будды – буддизм. Общие черты индийских философских систем: 1) философия рассматривается как руководство к жизни. 2) начальной стадией философских учений выступает пессимизм. 3) во всех системах, кроме чарвака, господствует вера в вечный нравственный закон-карму (сумма поступков человека, определяющая его дальнейшую жизнь). 4) Важнейшая задача человека-контроль над своим собственным Я. 5) Цель человека-нирвана (блаженство, мания, счастье)  представители философской МЫСЛИ ИНДИИ Аджита Кесакамабала  Макхали ГосалаАрада Калама Джина Махавира  Сиддхартха Гаутама (Будда) Философские школы - религии Китая. Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.  Конфуций Представители религиозного учения Древнего Китая. Лао-Цзы Философско-религиозные идеи Древнего Египта: 1. Идея творения мира и жизни всемогущим Богом.2. Идея рождения и освящения семьи. Религиозное учение Средневековья. Главным представителем и создателем религиозного направления в утверждении религиозных догм был Фома Аквинский (1225—1274). В качестве основы для своих логических построений доказательства бытия Божия, бессмертности души он использует логику Аристотеля, строя на ее основе утверждение о незыблемости религиозных догм, о Боге как конечной цели всякого знания. Учение Фомы Аквинского, его постулаты были приняты церковью. Оно представляло собой как бы философию религии, способствовало связям религии и науки, хотя и довольно искусственным. Теории религиозной направленности. Фома АквинскийЭ. РоттердамскийЯн Амос КаменскийФридрих ФрёбельДжон ЛоккДжон Дьюи Христианский гуманист (1467—1536)  Эразм Роттердамский ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Эразма Роттердамского Ребенка надо правильно воспитывать с самого Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание: «Пред­мет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтоб младый дух занимался семенами благочестия, вторая — чтоб он любил и изучал свободные науки; третья — чтобы с самых перервых лет немедленно привыкал к учтивому обхождению в свете».3. Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правильном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств. Фридрих Фрёбель (1782-1852) . Сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания; полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания. ДИСКУССИЯ ПО ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ История педагогической мысли в контексте развития философских учений. Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”. Ученик Платона Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,— говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье.  И.Ф. Гербарт  (1776 - 1841) Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Гербарту, шесть видов:✓ эмпирический - к окружающему миру;✓ спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений;✓ эстетический - к прекрасному;✓ симпатический - к "близким";✓ социальный - ко всем людям;✓ религиозный. Принципы воспитания детей по Выготскому Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. Воспитание - активный процесс с трех сторон:ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);воспитатель активен (он наблюдает и помогает);среда между ребенком и воспитателем активна. Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками. Проблема духовности В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». . Место и роль педагогической проблематики в развитии духовной культуры общества. Духовная культура играет важную роль в жизни общества и выступает средством хранения и передачи накопленного людьми опыта.  Переход в России от тоталитарного государства к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом. Этот кризис можно наблюдать в области духовной культуры (смену духовных ценностей; снижение общего культурного уровня населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров).  Изучения духовной культуры личности Философы и социологи ( Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, B.C. Библера, Л.П. Буевой, А.А. Гусейнова, В.В.Давыдова, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, О.Н. Козловой, С.Б. Крымского, А.Ф.Лосева, Ю.М. Лотмана, М. Мамардашвили, В.М. Межуева, Д.В. Пивоварова, В.Ф.Сержантова, С.Г.Спасибенко, B.C. Степина, В.А.Ядова и др.; психологов (К.А.Абульхановой-Слав-ской, Г.А. Аминева и Э.Г. Аминева , Л.И. Анцыферовой, Т.И.Артемьевой, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л .Я. Дорфмана) Социально-рационалистическое направление исследований в современной педагогике. В.Г. Бочарова, В.А.Караковский, Л.И. Новикова.  Вера в прогресс, в возможность создания справедливого социального строя, изменения мира посредством знания. Для этого требуются специально подготовленные, социально-активные, творческие, инициативные личности. Стать субъектом саморазвития, самосовершенствования человек потенциально способен. В качестве образовательных ценностей выдвигались развитие творческого теоретического мышления, способности к культурному диалогу, общечеловеческие ценности. Социально-реформаторское направление Б.М. Бим-Бад, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, М.В. Кларин, Г.Б. Корнетов, З.А. Малькова, Н.Н. Нечаев, А.А. Орлов, В.Я. Пилиповский.Подготовка человека-преобразователя окружающей среды в соответствии с программой единения человечества в единую цивилизацию. В содержании образования первенство принадлежит жизненно значимым, практико-применяемым и развивающим знаниям, оптимизирующим процесс социализации.  Позитивистское направление В.П. Беспалько, В.В. Краевского. Стремление к гармонии общей пользы и индивидуальных интересов практической (прагматической) направленности. Целью педагогического образования является подготовка компетентного учителя, способного удовлетворить текущие социальные потребности. Через обучение осуществляется передача социального опыта, а потому «обучение есть подготовка к жизни, а воспитание - включение в жизнь» (В.В.Краевский).  ДИСКУССИЯ «Обучение есть подготовка к жизни, а воспитание - включение в жизнь» (В.В.Краевский).  Антрополого-гуманистическое направление Мажар, Л.И. Мищенко, Подымова, В.А. Сластенин, Е.Г. Силяева, Е.Н. ШияновСинтез традиционного и инновационного подходов в подготовке учителя; целью - гармоническое развитие личности, укорененной в национальной ментальности; основным ориентиром являются обширные фундаментальные знания и пути творческого оперирования культурным наследием, а также способы активизации самореализации исамоактуализации учителя. Этнопедагогическое направление Е.П.Белозерцева, Г.Н.Волкова, В.И.Додонова, Т.М.Мальковскую. Приоритетные ценности – народные традиции, национальные духовные ценности. Направление космической педагогики В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, К.Н. Вентцель, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Андреева, Е.Н. Белозерцев, Б.З. Вульфов, Б.Т.Лихачев, В.Г.Немировский, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков.Ориентирована на вселенское предназначение человека, достижение солидарности народов через диалог культур. Образовательные цели сосредоточены на развитии у учителя способности к диалогу с иной культурой путем опоры на высшие духовные идеалы как инвариантные ценности, на развитие духовности. Понимание проблем всего человечества как своих собственных. Акцент в содержании образования ставится на ноосферных и экологических знаниях, вере и любви. Способы подведения итогов занятия. Подведение итогов в виде выступления экспертов по данной теме (преподаватели данного предмета, студенты, самостоятельно подготовившиеся заранее по заданию к дискуссии.) Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения. Библиографические ссылки Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история : учебное пособие [Текст] / Г. Б. Корнетов. 3-е изд., перераб., доп. – М.: АСОУ, 2016. – 472 с. . [Гриф УМО] Корнетов, Г. Б. История педагогики: теоретическое введение : учебное пособие [Текст] / Г. Б. Корнетов, М. А. Лукацкий. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: АСОУ, 2015. – 492 с. [Гриф НМС Минобранауки РФ]Крянев, Ю. В. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Ю. В. Крянев, Н. П. Волкова и др.; под ред. Л. Е.Моториной, Ю. В.Крянева - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с. [Гриф НМС Минобранауки РФ] – URL: http://znanium.com Латышина, Д. И. Этнопедагогика : учебник для академического бакалавриата [Текст] / Д. И. Латышева, Р. З. Хайрулин. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2015. – 532 с. [Гриф УМО] Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры [Текст] / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. – М.: Юрайт, 2015. – 424 с. [Гриф УМО]