Методический семинар на тему Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка на основе индивидуального подхода в рамках ФГОС


Конкурс «Учитель года 2015»Методический семинарФормирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка на основе индивидуального подхода в рамках ФГОСУчитель английского языкаКазюк Татьяна ИвановнаМАОУ ООШ №19г. Кандалакша “Великая цель образования - это не знания, а действия”Герберт Спенсер
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? 1. Учитель проверяет д/з учеников2. Учитель объявляет новую тему3. Учитель объясняет новую тему4. Учитель организует закрепление знаний учениками.1. Жизнь ставит Нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4.Получив результат, Мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Структура традиционного урока Решение проблем в жизниПРОТИВОРЕЧИЯ! Сущностные характеристики стандартовРАНЬШЕ Инвариантное ядро содержанияСЕЙЧАС Цель—формирование способов деятельностиВажен ПРОЦЕССВажен РЕЗУЛЬТАТ Ведущие принципы организацииобразовательного процессапо иностранному языкукультурообразующая личностно-развивающая принцип развития коммуникативной компетенцииФУНКЦИИ


В соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандартаглавной целью изучения иностранного языка является «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции», что предполагает владение всеми ее соответствующими компонентами Ключевые компетенцииПолитическая и социальнаяКультуроведческаяКоммуникативнаяИнформационнаяПрофессиональная (latin) Компетентный-знающий Компетенция – это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен (Словарь русского языка, 1982) Приоритетная цель - коммуникативная компетенцияПарадокс: Иностранный язык - это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать.Тем не менее, государство заинтересовано в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре. Проблемы:отсутствие мотивацииотсутствие ситуации реального общенияпонижение общего культурного уровня школьниковпереизбыток информации …Задача: предоставить детям возможность использовать приобретенные языковые навыки Великая цель образования – это не знания, а действия Герберт Спингер
Задача учителяСтимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через деятельность на уроке, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. Качество знаний Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.  Коммуникативная компетенция не рассматривается как личностная характеристика того или иного человека, ее сформированость проявляется в процессе общения. По мнению доктора пед. наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Что такое компетенция? Что такое компетентность?Компетентность – эффективное взаимодействие с окружающим миром. Это качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Коммуникативно-ориентированный подход Означает ответственность учащегося за своё учение: активное участие во всех видах деятельности; желание поделиться знанием, опытом, идеями; умение уважать другую личность, принимать замечания, обсуждать проблемы, предлагать решения, использовать всевозможные ресурсы, оценивать результаты и стимулировать речемыслительную деятельность через участие в иноязычном общении. Р. Мильруд выделяет 5 компонентов коммуникативной компетенции:Лингвистическая компетенцияДискурсивная компетенцияСоциолингвистическая компетенция Социокультурная компетенцияСтратегическая компетенция Формирование коммуникативных умений и навыковОбсуждение на уроках английского языка важных для ученика проблем взаимоотношений с родителями, учителями, друзьями, происходящее с привлечением отрывков из произведений английских и американских писателей я провожу в форме круглого стола. В дискуссии школьники учатся подыскивать подходящие аргументы для обоснования ответа, быстро реагировать на мнение других, привести на английском языке собственные убедительные доводы. Это способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды для каждого, облегчает формирование коммуникативных умений и навыков и стимулирует речевое творчество. Игра Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции. Проектный методИспользование проектной методики помогает осуществлять работу по формированию самооценки, по поддержанию стремления учеников к творчеству, выводя их на креативный уровень., подталкивает учащихся к выражению своих мнений и чувств, используя не только речевой этикет, но и соответствующую мимику, жесты, что является показателем сформированной коммуникативной компетентности. Внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Использование видео-урока ЛИТЕРАТУРА 1. Беляев Б.В. Психология обучения иностранным языкам. – М., 1959 2. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2001.3. Введение в коммуникативную методику обучения английского языка.-Oxford University Press,19974. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе – М.: Просвещение, 1991. 5. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе, 1985, № 1 месяц. – С. 6. Миролюбов А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе, 2001, № 5 С 11-14