Разработка и проектирование урока согласно концепции ФГОС


Разработка и проектирования урока согласно Концепции ФГОС Введение Федерального государственного образовательного стандарта актуализирует умение учителя проектировать эффективный урок, обеспечивающий достижение наилучших образовательных результатов .Сегодня как никогда от учителя требуется высокий уровень методической и общетеоретической культуры, выработка своей собственной педагогической концепции , построение на её основе личностной педагогической технологии . Только через педагогическую технологию устанавливаются новые научные закономерности учебного процесса . Современная педагогическая технология должна быть личностно орентированой В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Научно-методические знания и умения преподавателя физики включают в себя : 1. Владение педагогическими технологиямиумение методически правильно и последовательно излагать учебный материалУмение правильно организовать на уровне современных дидактических требований все виды учебной работы Владение методикой и техникой школьного физического эксперимента всех видов: демонстрационного, лабораторного, практикумов, на уровне основного и обязательного курсов физики Умение решать школьные физические задачи любой степени трудности, знание методов их решения, умение составить задачу самостоятельноУмение популяризовать достижение современной науки и техники для различной аудитории (учащихся, родителей и т.п. )Умение организовать и вести внеклассную работу в различных её видах Базовые педагогические технологиитехнологии, основанные на уровневой дифференциации обучения,технологии, основанные на создании учебных ситуаций,технологии, основанные на реализации проектной деятельности. Возможности этих технологий могут быть существенно усилены при использовании информационных технологий обучения. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:ЛичностныеМетапредметныепредметные личностные . готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. умение выстраивать социальные и межличностные отношений,. способность ставить цели и строить жизненные планы. способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;ценностно-смысловых установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание. метапредметные . освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),. способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, . самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности. организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,. построение индивидуальной образовательной траектории предметные . освоенные обучающимися в ходе изучения предмета умения, специфические для данной предметной области, . виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях . формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,. владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами Способы планирования учебной деятельностиПлан урока – краткое содержание урока где выделены его этапы и основные вопросы рассматриваемые на уроке. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, его форма должна быть удобной для самого учителя Конспект урока – это систематическая, логически связанная запись объединяющая план, тезисы, выписки. В конспекте кроме плана урока, прописывается ход урока, в котором в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока Проект урока – это разработка структуры урока с указанием цели и задач каждого этапа урока, форм и методов обучения а также с обязательным указанием видов работы учащихся и ожидаемых результатов Технологическая карта урока – это четкий ответ на вопросы что надо делать? Как? И в какой момент времени? Требования к планированию содержания урока.. 1.полнота(необходимость и достаточность) организационных, мотивационных, контролирующих, информационных действий учителя для организации полноценной самостоятельной деятельности учащихся по достижению целей урока2. Полнота (необходимость и достаточность) состава действий учащихся по достижению поставленных на уроке целей. Полный состав учебных действий должен включать действия по постановке учебной задачи, по решению учебной задачи, оценке результатов решения учебной задачи.3. Обоснованность логической последовательности действий учащихся на уроке с точки зрения ее соответствия теории поэтапного формирования умственных действий; задаче формирования теоретического (или эмпирического) мышления школьников.4. Контролируемость - возможность оценить промежуточные и конечные результаты реализации плана урока (учебного процесса), благодаря конкретности запланированных в нем действий.5. Чувствительность плана урока к возможным сбоям и наличие возможности для коррекции урока в случае их возникновения Цель урокаНосит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных аспектов: ОбучающегоРазвивающегоВоспитывающегоПри формулировке цели следует сконцентрировать внимание на её дидактической составляющей с конкретной «расшифровкой» – знать, , понимать, исследовать, анализировать, оценивать и т.п. Реализация на учебном занятии деятельностного способа целеполагания- Формулирование цели урока в совместной деятельности учителя и ученика - Постановка цели урока учащимся самостоятельно - Формулирование диагностической цели урока - Ясность, четкость, конкретность цели урока и степень ее соотнесения с результатом- Постановка общей цели к уроку и частных задач к его этапам Таксономия педагогических целей в познавательной сфере(Б.Блум){5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Уровни учебных целейКонкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня1. Знание - эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материалаВоспроизводит термины, основные понятия, правила, законы, определения2.Понимание – преобразование материала из одной формы выражения в другую, предположение дальнейшего хода явленийОбъясняет правила, факты, преобразует словесный материал в математическое выражение,.3.Применение – умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуацияхПрименяет законы, теории на практике, использует понятия в новых ситуациях4.Анализ – умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структураВычленяет части целого, определяет принципы организации целого, видит ошибки и упущения в логике рассуждений, проводит различие между фактами и следствиями5.Синтез – эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целоеПишет доклад, реферат, делает проект,, составляет план работы, схемы решения задач6. Оценка – умение оценивать значение того или иного материалаОценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость продукта деятельности Технологическая картаТехнологическая карта способствует реализации современных требований к уроку Это новый вид методической продукции, который позволяет одновременно планировать виды деятельности и их результаты. В отличие от традиционного планирования технологическая карта побуждает учителя системно отвечать на вопросы «Чему ученик научится на уроке?» И «Как помочь ученику освоить содержание образования?» пояснительная запискаСоздание технологической карты следует начать с составления пояснительной записки, в которой необходимо отразить:Название темы урокаМесто и роль данного урока в курсе, темеКраткая характеристика психолого – педагогических и интеллектуальных особенностей классаЦели и задачи урокаВид используемых на уроке средств ИКТСписок литературы Технологическая карта урока (примерная схема 1){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапДидактические задачиМетодыФормыВиды деятельности ученикаВиды деятельности учителя1.Организационный момент2.Прверка д/з3.Актуализация опорных знаний и их коррекция4.Установка познавательной задачи5.Усвоение новых знаний6.Первичная проверка понимания7Закрепление знаний8.Рефлексия9Итог10 Задание на дом Технологическая карта урока (примерная схема 2){5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Планируемые результатыЭтап урокаОсновные виды деятельности учителя на урокеОсновные виды деятельности учащихся на урокеМетапредметные резулльтатыПредметные результатыЛичностные результатыТехнологическая карта урока (примерная схема 3){5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Планируемые результатыЭтап урокаДидактические задачи этапаОсновные виды деятельности учителя на урокеОсновные виды деятельности учащихся на урокеМетапредметные резулльтатыПредметные результатыЛичностные результаты Дидактические задачи этапа( пример формулировок) К каждому этапу урока формулируются свои дидактические задачи {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Организационный моментВключение в деловой ритм. Подготовка класса к работеПроверка д/зВыявить уровень знаний по д/з. Определить типичные недостатки и ошибкиАктуализация опорных знаний и их коррекция Активизировать знания учащихся для изучения нового материала. Сформировать познавательные мотивы.Установка познавательной задачиСформулировать цели и задачи урока,Усвоение новых знанийСформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самим искать решение задачиПервичная проверка пониманияУстановить осознанность восприятия. Учить выбирать рациональные способы решенияЗакрепление знанийОрганизовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работать в миниколлективе.РефлексияМобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, общения), осмысление своих действий и самооценкаИтог Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихсяДом.заданиеДать информацию и инструктаж по д/з Примерные формулировки деятельности учителя{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности11. Организует самостоятельную работу с учебником2. Выдвигает проблему12. Осуществляет выборочный контроль3. Даёт комментарий 13. Осуществляет индивидуальный контроль4. Контролирует выполнение работы14. Подводит обучающихся к выводу о ...5. Обеспечивает мотивацию выполнения учебных задач15. Предлагает индивидуальные задания6. Озвучивает тему и цель урока16. Проводит параллель с ранние изученным материалом7. Организует взаимопроверку17. Создает эмоциональный настрой на …8. Организует поисковую работу18. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока9. Организует обсуждение способов решения19. Формулирует задания10. Организует проверку выполнения задания 20. Наблюдает, координирует действия учащихся Примерные формулировки деятельности учащихся{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}1. Анализируют …11. Осуществляют взаимопроверку2. Выполняют задания по карточкам12. Осуществляют самооценку3. Высказывают свое мнение13. Пишут под диктовку4. Высказывают свои предположения в паре14. По очереди комментируют …5. Выявляют закономерность …15. Подчеркивают характеристики6. Называют основные позиции нового материала16. Проговаривают по цепочке7. Находят в тексте понятия , информацию17. Составляют схемы8. Объясняют свой выбор18. Сравнивают …9. Озвучивают понятие …19.Формулируют вывод наблюдений10. Определяют причины20.Формулируют конечный результат своей работы на уроке Пояснительная записка к технологической карте .Урок физики в 7 классеТема: Расчет массы и объёма тела по его плотностиЦели и задачи урока: 1.Обучающая - научить решать задачи на расчёт массы, объёма, плотности тела2.Развивающая – способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности через разнообразные виды деятельности на уроке3. Воспитывающая –воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать интерес к предмету.Средства обучения: наглядность в виде слайдов, оборудование к практической работе, рабочая тетрадь Т.А.Ханнанова.Учебник «Физика – 7»План урока1Организационный момент2.Актуализация знаний и их коррекция. Подготовка к активной познавательной деятельности3.Решение качественных задач.4.Решение расчётных задач. Закрепление знаний и способов действия.5. Практическая работа Обобщение и систематизация знаний6.Рефлексия7. Подведение итогов8.Задание на дом. Повторить пар.22,23.Упр.8,№3,4. План – конспект урокаНа следующем слайде представлен план-конспект урока, который позволяет наметить достижение предметных результатов согласно планируемым заданиям базового и повышенного уровней. Устойчивая возможность выбора заданий базового, повышенного и максимального уровней позволяет ученику чередовать посильную учебную деятельность с работой, требующей напряжения ума, чувства и воли. Выбор и выполнение учащимися заданий повышенного уровня дает возможность получить более высокие баллы. Соответственно обеспечивается позитивная динамика уровня обученности школьников, что проявляется в приросте числа обучающихся базовой и интенсивной группы и сокращения компенсирующей. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Этапы урока, целевые ориентиры, времяЗадания базового уровняЗадания повышенного уровняДеятельность учителяДеятельность ученикаПланируемые результаты формирования УУДПредметныеЛичностныеметапредметные ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.РЕФЛЕКСИЯ Рефлексия направлена на осознание пройденного на уроке пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе Рефлексивный экран1.Сегодня я узнал… 9.Я научился … 2.Было интересно… 10.У меня получилось.3.Было трудно… 11.Я смог…4.Явыполнял задания…12.Я попробую…5.Японял,что… 13.Меня удивило…..6.Теперь я могу… 14.Мне захотелось…7.Я почувствовал, что… 8.Я приобрёл… Плюс – минус – интереснометодикаЭдварда де Боно{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}П + (что понравилось)М - ( что не понравилось)И ( интересно) Карта самоанализаУченика___ класса____________________{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Поставь знак (+) в нужной колонкеДаНетПонравились ли тебе задания, предлагаемые учителем на уроке?Все темы были тебе интересны?Ты научился правильно оформлять задачи?Ты удовлетворён своей деятельностью на уроке7…….. Оцените свои достижения на этом урокеНа уроке я проявил себя:1. в полной мере 2. мог бы лучше 3. не смог проявить себя до конца Организация рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентноспособности.Процесс рефлексии должен быть многогранным. Оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика . Работая по новым стандартам, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:Главное есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. ЛитератураФедеральный государственный стандарт основного общего образования. « Министерство образования и науки Российской Федерации». – М.: Просвещение, 2011. И.Ю. Фоминичева.Методическое портфолио учителя физики. Волгоград : Учитель 2012Дозморова Е.В., к.п.н., проректор по НР ТОИПКРО; Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса. сост. Т.В. Расташанская ТОИПКРО, 2010 Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.