Презентация Задержка психического развития детей


Задержка психического развитияПрезентация Евдокимовой Л.А. Определение ЗПРЗадержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории. У этих детей отмечаются:низкий уровень познавательной активности;незрелость мотивации учебной деятельности;сниженная способность к приему и переработке информации;ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;недостаточная сформированность умственных операций;отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др. Классификация ЗПРКлассификация, разработанная М.С.Певзнер и Т.А.Власовой , выделяет два основных варианта ЗПР: нарушения познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом;нарушение познавательной деятельности как следствие стойких астенических и церебрастенических состояний. Классификация К.С.Лебединской легла в основу критериев отбора детей с ЗПР в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор используется педагогами-дефектологами: Конституционального характера;Соматогенного характера;Психогенного характера;Церебрально-органического характера. Нейропсихологические исследования (И.Ф.Марковская, Ю.В.Микадзе и др.) позволяют более дифференцированно подойти к анализу структуры нарушенного развития детей с ЗПР. И.Ф.Марковской (1982) выделены две группы детей с ЗПР:дети с психическим инфантилизмом; дети с преобладанием интеллектуальной недостаточности в виде органической дефицитарности высших корковых функций. Психологические параметры ЗПР детей.Формы ЗПРКлинико-психологи-ческие проявленияНейропсихологические особенностиПсихофизический инфантилизмОтносительная сформи-рованность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. Личностная незрелостьНарушение динамики умственной работоспособ­ности. Снижение объема памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности Соматогенная форма задержки психического развитияСформированность психических процессов. Астения, раздражительность, слабостьСнижение умственной работоспособности. Повышенная истощаемость внимания. Уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях Психологические параметры ЗПР детей.Формы ЗПРКлинико-психологи-ческие проявленияНейропсихологические особенностиПсихогенная форма задержки психического разви­тияПри сохранности психических процессов выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.) Возможная «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов.Задержка психического развития церебрально-органического генезаЗадержка психического развития церебрально-органического генезаНарушение умственной работоспособности. Недоразвитие устойчивости, переключения, объема внимания. Снижение объема памяти во всех модальностях. Недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Недоразвитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств (внимания, памяти, гнозиса, праксиса)   Н.Я.Семаго и М.М.Семаго предложили разделить детей с ЗПР на две принципиально различные подгруппы: «задержанное развитие» - замедленный темп формирования когнитивной и эмоционально - личностной сфер; «парциальная несформированность ВПФ»: с преимущественной несформированностью регуляторного компонента; с преимущественной несформированностью вербального и вербально- логического компонентов; с несформированностью смешанного типа. Такая дифференциация отражает специфику проблем детей, определяет приоритетное направление коррекционной работы и необходимость участия конкретных специалистов в оказании помощи ребенку. ЗПР конституционального генеза Наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью, наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Незрелость эмоционально-волевой сферы этих детей проявляется в интеллектуальной недостаточности. У них преобладает конкретно-образное мышление, неравномерная познавательная активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности. Наблюдается выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается. ЗПР соматогенного генезаПричины:Хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы.Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находиться соматически ослабленный ребенок. Отмечается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности. ЗПР психогенного генезаПричины:Семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья); различного рода психические травмы.Характеризуется: многообразием проявлений и зависит от этиологического фактора. При гипоопеке отмечаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости. В условиях гиперопеки у детей отсутствуют черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Малая способность к волевому усилию сочетается с чертами эгоцентризма, нелюбовью к труду, установкой на постоянную помощь и опеку. Невротический тип личности, воспитывающихся в неблагополучных семьях, проявляется в несамостоятельности, нерешительности, малой активности, робости и боязливости. ЗПР церебрально-органического генеза Причины:Токсикозы беременных;Инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт;ПЭП – перинатальная энцефалопатия.Обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности ребенка;Преобладает наличие негрубой органической микросимптоматики.Отсутствуют типичные для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Отмечается слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Варианты:Неустойчивый вариант органической ЗПР – с психомоторной расторможенностью;Тормозимый тип – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью. Причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний:Типичные неблагоприятные эмоциональные состояния младших школьников с ЗПР:Страх, тревога, агрессия, обида, эмоциональная напряженность.социальные: неправильное семейное воспитание, неконструктивный тип детско-родительских отношений, несформированные способы межличностного взаимодействия со сверстниками, резкое изменение ближайшего социального окружения;психофизиологические, индивидуальные и личностные особенности ребенка: замедленный темп формирования высших психических функций, реакция ребенка на неуспешность в учебной деятельности и др.;педагогические: педагогические ошибки, неэффективный стиль педагогического руководства. Методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с ЗПРВ коррекционно-развивающем обучении участвует группа специалистов – учитель, психолог, дефектолог.Учитель реализует коррекционное направление обучения путем индивидуального подхода к детям на уроке – при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся. Психолог проводит диагностику нарушений психического развития ребенка и определяет индивидуальные потребности. Проводит коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя. В соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения индивидуальные и групповые занятия должен проводить дефектолог, но на практике часто такие занятия ведет учитель.При организации занятий группы детей с ЗПР следует комплектовать по сходству решаемых коррекционных задач. Коррекционно-развивающие занятия рекомендуется проводить два-три раза в неделю. Продолжительность занятий в 1-2 классах не должна превышать 20 мин., в 3-4 классах – 40 мин. Основные направления работы с детьми с ЗПР в условиях коррекционного обучения 1-е направление:Использование средств искусства для коррекции поведения детей с ЗПРЗадачи направления:1) снять эмоциональную напряженность; 2) создать ситуацию успеха; 3) привить новые формы поведения (умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность); 4) дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными, развить чувство уверенности в себе; 5) воспитывать чувство прекрасного.Занятия проводит психолог или дефектолог в групповой или индивидуальной форме. 2-е направлениеИспользование сказок, игр, этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПРЗадачи направления:1)коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы;2) коррекция поведения учащихся в коллективе;3) формирование моральных представлений. Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме. 3-е направлениеИспользование природоведческого материала и экскурсий в целях расширения знаний об окружающей действительности и развития познавательного интереса у детей с ЗПРРеализация задач этого направления осуществляется учителем в процессе обучения.При организации работы необходимо руководствоваться знаниями, предусмотренными программой по природоведению для начальной школы: времена года, явления природы, последовательное название месяцев, дней недели; образ жизни животных и его изменения в различные времена года.Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме. 4-е направлениеКоррекционно- развивающая работа на уроках русского языка и чтенияПри выполнении заданий учащиеся не всегда ориентируются в таких его компонентах, как инструкция, учебный материал, образец.Поэтому на первом этапе обучения необходимопроводить коррекционно-развивающую работу по преодолению этих затруднений.Сначала предлагаются задания, которые включают два компонента – инструкцию и учебный материал.Занятия проводит учитель в групповой или индивидуальной форме.