Презентация по ИЗО на тему Палех- народный промысел.


Палех- народный промысел. Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.. Зародилось искусство в селе Палех - старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусстваземли, один из центров древнерусского искусства В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии "палехскими письмами". Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена.В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания 15-16 вв. ("Акафист Спасителю" - середина 18 века, "Акафист Богородице", "Преображение" - конец 18-го – начало 19 веков). Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря. После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. 5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. М. Баканов, И. И. Зубков , А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище имени А.М.Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются темперными красками на черном фоне и расписываются золотом. Процесс изготовления палехской шкатулки. от картона до росписи.Сегодня мне хотелось бы немного рассказать о процессе появления традиционной палехской шкатулки. Шкатулку около двух месяцев  делают в мастерской из папье-маше: склеивают мучным клейстером картон, прессуют,  сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют. Затем из получившихся болванок изготавливают шкатулки, обтачивают. Затем передают грунтовщикам, которые нанося несколько слоем грунта из красной глины, каждый слой зачищают, шлифуют. Затем изделие красят, в черный цвет снаружи и красный – внутри, покрывают лаком, только после этого шкатулка попадает в роспись к художнику.В Палехе, как и в Мстере и Холуе пишут темперой. Обычно мастера берут минеральные пигменты, а уже потом делают из них краски для лаковой миниатюры старинным дедовским способом — на яичном желтке. Таким краскам  присуща «глубина, светоносность и стойкость. Их красота приковывает взгляд и порождает сравнение с самоцветами.» Приготовление к работе красок и золота — не менее важная часть процесса, чем создание самой миниатюры. Это — настоящее таинство. Для приготовления краски нужное количество порошка насыпают в чашечки, деревянные или пластмассовые, добавляют яичную эмульсию и размешивают. Степень готовности определяют «на глаз». Хорошо приготовленные краски очень пластичны. Краску заготавливают в небольших количествах, так как хранится она очень не долго. . Художнику нужны краски разные по консистенции, поэтому их постоянно приходится разбавлять на фарфоровом блюдце, палитре. На нем же смешивают краски основных цветов и составляют нужные тона. Приготовление яичной эмульсии  — дело кропотливое и требует большой сноровки и опыта. Нужно суметь тщательно отделить желток от белка, потому что даже мельчайшая капля белка помешает художнику проводить тонкие линии. Для разведения желтка во Мстере используют воду, а в Палехе — столовый уксус или хлебный квас. Краски, растворенные на квасе, ложатся мягче и сохраняются дольше, но сейчас им пользуются редко. Для жирных летних и тощих зимних яиц количестворастворителя будет разным. Яичная эмульсия не должна быть слишком жирной или слишком жидкой: жирная краска будет ложиться грубо и быстро растрескается, а жидкая — краски будут блеклые и будет плохо поддаваться нужной живописной технике. Для работы над миниатюрой  разным художникам требуется разное количество  беличьих кистей. Все кисти палехских мастеров – ручной работы. Купленной в магазине кистью, даже самой качественной, писать миниатюру нельзя, слишком «не послушная» нет достаточной тонкости и упругости, во время письма кончик такой кисти может раздваиваться. Миниатюристы обычно применяют листовое золото. Каждый листок имеет размер 9*9 см, на одну порцию идет от 2 до 10 листов. Листы эти настолько тонки, что взлетают при малейшем дуновении воздуха. Их берут лампемзелем — специальным инструментом, изготовленным из кончика беличьего хвоста. В фарфоровом блюдце золото смешивают со связующим веществом, гуммиарабиком, и растворяют в воде, получая жидкую массу. «Творение» золота, как и краски,  требует большого умения и терпения. В растворенное золото добавляют чистую воду, размешивают, процеживают, отстаивают, сливают лишнюю воду и просушивают в духовке, под лампой или на солнце. Ни одна пылинка или соринка не должна в него попасть, иначе им будет трудно писать. Готовое к работе золото блестит мягким чарующим блеском, словно приглашая поскорее взять кисть. Палешане для работы над миниатюрой используют и серебро. Но при просушке оно желтеет от высокой температуры, и потому его заменяют алюминием. После росписи золотом изделия покрывают масляным лаком. Последним этапом является полировка. Ее выполняют путем нанесения нескольких слоев лака, каждый из которых тщательно просушивается при определенной температуре длительное время. После каждого слоя обязательно выравнивают поверхность сначала стеклом, потом пемзой, когда слоев достаточно и поверхность уже ровная  - шкатулку полируют на «бархатке» - специальном вращающемся круге, обтянутом бархатом, Окончательная «доводка» до блеска наводится руками, женскими конечно, так как руки должны быть мягкими, без огрубевших участков, которые могут поцарапать поверхность готовые отполированные изделия упаковывают в коробочки с мягким наполнителем. Спасибо за внимание!  Отличия и сходства КАК РИСОВАТЬ ДЕРЕВЬЯВ традиционном изображении дерево состоит из ствола с тремя большими разрезанными листьями, несколькими отростками и плодами. Рисунок выполнен в условной, декоративной. Здесь, помимо особой четкости контура, обращают на себя внимание штриховые линии с кавычками, придающими ощущение объемности изображению. Этот прием условной передачи объема называется инокопь (графическое выражение световых бликов; в живописном исполнении инакопь обычно выполняется сусальным или твореным золотом). Им издавна пользовались иконописцы в письме де­ревьев, палатных построек, фигур, украшении одежд, в крыльях птиц, в латах и щитах воинов. Первоочередная задача — красиво скомпоновать рисунок в определенном формате. Определить общин размер дерева на листе бумаги, отношение его высоты к ширине, мест для листьев. Общими легкими линиями наметить ствол, направ­ление и форму листьев и разветвлений. Затем рисуются детали — разрезы листьев, ветки ствола и плоды. Прорисовка кистью требует большого внимания. Нужно соблюдать плавность, чистоту и разной силы нажим линии, контур ствола обводится с одной стороны тонко, а с другой — более толсто. Листья от веток оконтуриваются тонкой линией, постепенно она усиливается и к концу каждого листа переходит в сильную, жирную линию. Штрихи внутри контуров листьев и ствола (инокопь) прорисовываются краской, отступая несколько от тонкого контура. На стволе от листьев они начинаются очень тонкими, а оканчиваются у конца ствола толстыми. От основной ли­нии идут равномерные штрихи с постепенным измененном общего направления, переходящего в направление основной линии. Сами штрихи начинаются толсто и сходят на нет. Внутри контуров листьев штрихи распределяются попарно. Каждая пара начинается от центра листьев с одной точки, толстыми линиями, сходящими на нет, и каждая пара их имеет равномерные промежутки, в которых размещаются кавычки. Они также от начала листа сильнее — к краям все легче и легче. Таким образом в рисунке достигается впечатление объемности изображения.