Презентация по изобразительному искусству на тему Жостовский промысел


Учитель изобразительного искусства филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в с. Селезни Леонова Г. Е. Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы. Кто смел раскинуть на подносетакие яркие цветы?В своем бесхитростном вопросеедва ль ответ не спрячешь ты:Смел – смелый, смелая – сумела.Из-под руки, как ветерки,как стая ласточек, взлетела,разбрасывая лепестки,кипень цветочная.И странно – она напомнила на миг,как возникает из туманадавно готовый к жизни стих:то восклицаньем,то вопросом,то в полумраке,то в огне,то звонким жостовским подносомвдруг полыхнет на белизне. (Лариса Васильева) В 19 веке на Руси полюбили чай, который вытеснил другие напитки. На стол вместе с самоваром ставился и поднос из папье-маше. Но вот кто-то решил попробовать рисунок, который делался на папье-маше, перенести на железо. Начинание оказалось удачным.  Зарождение самого жостовского промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, которая изготавливалась в расположенном неподалёку с.Федоскино. В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. В Жостово единственный в мире музей подносов. Здесь собраны образцы живописи, которые представляют собой значительное явление в русском декоративно-прикладном искусстве. Вот жостовский черный, изящный подносС букетом из лилий, пионов и роз.В нем бликами летнее солнце играет,Каймой золотистой по краю сверкает.Чтоб круглым и гладким поднос получился,Сначала жестянщик усердно трудился.Он долго шпаклевкой его грунтовалИ лаком поверхность не раз заливал.Чтоб роспись художник нанес по металлу,Фон черным на нем должен быть или алым.Букеты цветов из сада и лугаКисть живописца выводит по кругу. Самым распространённым видом жостовской росписи подносов является букет, преимущественно на чёрном или красном фоне, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три – четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть «утолённые» в фоне цветы кажутся легкими, полуобъёмными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывают зрительной плоскости предмета.Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя – тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Лёгкое узорное кружево из разнообразной «травки» окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон подноса. Цветочный букет имеет несколько сложившихся типов композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Из реалистической живописи позаимствовано изображение «трепетной розы» и прозрачного колокольчика садового вьюнка. В сюжетных росписях подноса изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д. Одной из тем в подносной росписи, успешно заимствованной из творческого арсенала лукутинской миниатюрной живописи на папье-маше, стало изображение пейзажных видов, летних и зимних троек. Эта тема закрепилась в 1850 – 1860 гг. как общепринятый канон в сознании подносных мастеров. Но основная особенность манеры жостовской росписи – это свет через цвет. Здесь даже тени – прозрачны. Цель красок – достичь максимального свечения изображения, насытить всё максимальной белизной, светоносными струями. 1.ЗамалёвокРазбавленной краской на поверхность наносят силуэты цветов2. ТенёжкаПолупрозрачными красками наносят цветные тени, появляется объём.3. Прокладка цветомПридание объёма рисунку. 4. БликовкаНаложение бликов подчёркивает цвет и объём, создаёт настроение и колорит.5. ЧертёжкаТонкой кистью художник рисует прожилки и кружевные края листьев.6. ПривязкаПри помощи тонких стебельков, тонких травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. 7. УборкаУкрашение борта подноса.8. Наводка блескаТончайшим меловым порошком поднос затирается ладонями до блеска. http://www.ya-zemlyak.ru http://kladraz.ru/metodika/konspekty-zanjatii-po-narodno-prikladnomu-iskustvu-v-podgotovitelnoi-k-shkole-grupe-dou.html http://school48kirov.ucoz.ru http://www.filipoc.ru https://yandex.ru/images/search