Коррекционно –педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения


Коррекционно –педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зренияПодготовила Васильева Л.В Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Коррекционные цели и задачи физической культуры Цель: Направлена на восстановление, замещение и компенсацию нарушенных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, развитие самостоятельного и качественного выполнения двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции. Задачи:1) Достижение соответствующего возрасту уровня физической подготовленности, развития физических качеств, ориентировки в пространстве и координации движений и др.; 2) Применение специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, развивающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку; 3) Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;4) Активизация и упражнение зрительных функций в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой. Особенности физического развития детей с нарушениями зренияменьшая подвижность; нечеткость координации движений;снижение темпа выполнения движений;уменьшение ловкости, нарушение ритмичности;появление неточности движений;трудности при ориентировке в пространстве;трудности при выполнении движений на равновесие. Условия правильной организации жизни детей с нарушением зренияСоответствие режима психофизиологическим особенностям детей с нарушением зрения; Чёткое выполнение основных режимных моментов (питания, сна, игр, прогулок);Чередование активной деятельности с отдыхом;Организация оздоровительных мероприятий (пребывание на воздухе, режим подвижности и т.д) Для лучшей ориентировки детей в пространстве необходимо использовать световые, цветовые атрибуты, сигналы и ориентиры. Необходимо осуществлять страховку детей с низкой остротой зрения при выполнении таких основных видов движений: лазание по гимнастической лестнице, ползание и хождение по ограниченной поверхности, спрыгивание и т. Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. По согласованию с врачом- офтальмологом можно практиковать замену некоторых упражнений. При некоторых видах упражнений окклюзия снимается (работа с мячом, лазание, равновесие), чтобы ребенок ощутил движение своего тела, не боялся упасть, получить ушиб, т. к. заклейка ограничивает свободу движения. На физкультурном занятии следует использовать замедленный показ движений, чтобы дети успели запомнить движение. Необходимо чаще подходить к детям для фиксации их правильных движений. Следует использовать приближение горизонтальной, вертикальной целей. Размер цели должен быть больше, чем для нормально видящих детей. На физкультурных занятиях дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве. Необходимо также учитывать темп движения детей. На физкультурных праздниках можно снимать окклюзию, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движения в пространстве, его красоты. Рекомендации Группы здоровья В первую (основную) группу входят дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, с относительно высокой остротой зрения (от 0,5 до 0,9) на лучше видящем глазу, с коррекцией стеклами, т.е. дети, к которым можно применять все формы физических упражнений, в соответствии с возрастными особенностями. Группы здоровья Во вторую группу (подготовительную) входят дети с более низкой остротой зрения, чем в 1-й группе, и имеющие отставание в физическом развитии, с перевозбужденной нервной системой. Эти дети по разрешению врача могут заниматься в основной или подготовительной группе. Группы здоровья К третьей группе (специальной) относятся дети со значительными нарушениями зрения, прооперированные, со значительными отклонениями в состоянии здоровья (изменения сердечно-сосудистой системы, нарушения осанки, искривления позвоночника). Вывод: физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания, так как оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности; под влиянием направленного физического воспитания происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшается функциональное состояние зрения у детей; Спасибо за внимание!