Учебный проект по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» «Усадьба и ее владелец»


Учебный проект по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». «Усадьба и ее владелец» Автор проекта – Голикова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края Боже, как грустна наша Россия! А.С.Пушкин Основополагающий вопрос Как через описание усадьбы раскрываются образы помещиков в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя? Проблемные вопросы 1.Какие художественные приемы использует автор для раскрытия образов помещиков?2.Какие черты объединяют изображенных Гоголем персонажей?3. С какой целью Гоголь строит 2-6 главы по одному принципу? В чем смысл такого построения?4.Можно ли утверждать, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Плюшкин – образы - типы?5. Как через образ сада Гоголь дает своим героям возможность духовного возрождения? Дидактические цели сформировать представление о художественном своеобразии поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».помочь понять самобытность произведения Гоголя.показать, как через художественное произведение проецируется Россия современная научить школьников определять художественные приемы и средства характеристики героев в произведении.развивать опыт коллективного исследования, самостоятельного учения с использованием ИКТ.формировать навык сопоставления нескольких источников информации и умение делать собственные выводы. Методические задачи Краткая аннотация проекта Современные подростки неохотно знакомятся с произведениями Николая Васильевича Гоголя, потому что читателей и писателя разделяет огромное временное пространство. Для того, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся к изучению данного произведения, был создан проект "Усадьба и ее владелец", рассчитанный на учащихся 9 классов. Тема описания усадьбы как средства характеристики помещика освещена в литературной критике недостаточно, что и определяет актуальность ее исследования. Метод проектов позволяет превратить уроки в интересное, увлекательное путешествие по страницам гениального литературного произведения XIX века. Темы самостоятельных исследований учащихся 1. Усадьба как средство характеристики помещика в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» ( сообщение)2.Усадьба Манилова (презентация) 3.Усадьба Ноздрёва (презентация ) 4.Усадьба Коробочки (презентация) 5.Усадьба Собакевича (презентация) 6.Усадьба Плюшкина (презентация) 7.Сад как символ живой души ( сообщение)8.«Герб как форма выражения героя» (презентация рисунков учащегося) Выводы В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя представлена целая галерея типов помещиков-крепостников. Аккуратно и тщательно рисуя нравы и характеры хозяев патриархальных усадеб, автор ярко и незабываемо раскрыл основные черты русского дворянства: расточительство, умственное и нравственное убожество, паразитизм. В произведении усадьба выступает и как художественный образ, и как средство характеристики персонажей. Каждая деталь усадьбы подчинена раскрытию сущности ее владельца. Ожидаемые результаты После завершения проекта учащиеся смогут:1) Понять смысл оксюморона в названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»;2) Создавать проблемную ситуацию и разрешать ее;3) Анализировать художественный текст;4). Взаимодействовать в группах;5) Формулировать свою точку зрения и аргументированно ее доказывать;6) Работать с информацией (поиск, обобщение, выделение главного, анализ). 7) Оформлять результаты исследования на современном уровне, используя различные программы, предлагаемые компьютерными технологиями и ресурсами сети Интернет Урок –семинар по теме «Как через описание усадьбы раскрываются образы помещиков в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя ? Цели:– Раскрыть образы помещиков через характеристики их усадеб– Выделить главные черты характера каждого помещика.– Приобщать учеников к исследовательской работе;– Развивать интерес к творчеству Н.В.Гоголя, умение работать в коллективе. Ход урока.1.Вступительное слово учителя о правилах проведения семинара на литературную тему2. Реализация проекта 1 группой «Описание усадьбы как средство характеристики помещика в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» ( сообщение)3. Реализация проекта 2 группой «Герб как форма выражения героя (презентация рисунков учащегося)4. Реализация проекта 3 группой «Усадьба Манилова» (презентация) 5. Реализация проекта 4 группой «Усадьба Ноздрёва» (презентация )6.Итоги урока Урок – семинар по теме «Усадьба и ее владелец» Цели:- выявить приемы и средства создания характеров помещиков-обучать умению определять принципы типизации социальных явлений- углубить и обобщить знания, приобретенные учащимися при изучении творчества писателя Ход урока.1. Вступительное слово учителя « Галерея типов помещиков-крепостников»2. Реализация проекта 5 группой «Усадьба Коробочки» (презентация) 3. Реализация проекта 6 группой «Усадьба Собакевича»(презентация) 4. Реализация проекта 7 группой «Усадьба Плюшкина» (презентация) 5. Реализация проекта 8 группой «Сад как символ живой души»( сообщение)6.Подведение итогов проекта. Список используемых ресурсов 1.Н.В.Гоголь. «Мертвые души»,- М., 2001г. ( серия книг «Школьная программа» разработана специально для учащихся, прекрасная помощь в подготовке к уроку)2. http://alina.artonline.ru/artist_gallery/raduga (иллюстрации к поэме)3. http://revizor.net/ (сайт, посвященный жизни и творчеству писателя, здесь можно найти сведения о биографии, воспоминания современников, произведения)4. www.teatr.ru, ishop.top-kniga.ru, www.bestbilet.ru, starat.narod.ru ( иллюстрации, использованные в презентации)5. http://do.rksi.ru/library/courses/lit10/v-t2_5.dbk (требования к знаниям и умениям учащихся в процессе изучения поэмы Гоголя)6.http://refu.ru/refs/43/8856/1.html (авторы работы предлагают подробный анализ образов помещиков)7. http://rushkolnik.ru/docs/index-27703151.html (Художественное пространство в произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души»)