ПРЕЗЕНТАЦИЯ рЕАЛИЗАЦИЯ фгос В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ шКОЛА 2100


АОУ школа № 9Г. ДолгопрудныйПолякова Н.А. Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯКакой требовался результат? ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности»Как меняются требования к результату? * Для справкипсихологи:Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.Развитие – интеллектуальноеРазвитие – личностноеРазвитие - социальное ФГОС 2009–2012 гг.«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»В чем принципиально изменились требования к результату? 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) 2. Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики) * * Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания (ЧЕЙ ОПЫТ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ?) * Образовательная программа «Школа 2100». «Педагогика здравого смысла» ( А.А. Леонтьев). Цель: функционально грамотная личность. Единые технологии (проблемный подход): Проблемный диалогПравильный тип читательской деятельностиПроектнаяОценивания успехов Комплект учебников и пособий по всем предметам Повышение квалификации учителей 2005 г.: Из заключения Российской академии образования (16.11.2005.)«…авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая … реализует идеи развивающего образования от дошкольной подготовки до окончания школы» * 2008 г.: Авторский коллектив «Школы 2100» – лауреат премии Правительства РФ в области образования«За теоретические разработки новой образовательной системы и их практическую реализацию» (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ) Предметные результаты знания уменияопыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности,применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций интересымотивации толерантность Портрет выпускника – гражданина России:Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье Из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!» Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей Программные документы 1995–1998 гг. «Главное не знания, а умение ими пользоваться» (академик А.А. Леонтьев,1995 г.) * Функционально грамотная личность Общеучебные умения организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизн.задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения = «портрет» = УУД Организационные – умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Интеллектуальные – умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выборКоммуникативные – умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми Регулятивные – обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные – ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма)Коммуникативные – ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности * Организационные – организовывать свою деятельность Интеллектуальные – мыслить и работать с информациейОценочные – делать выбор в мире ценностей и поступковКоммуникативные – общаться, взаимодействовать с людьми «Школа 2100» (2004 г.) – результат в виде общеучебных умений (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ) Вместо перечня информации – способы работы ! Был МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: Русский язык Математика История и т.д. «Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта» Требования к выпускнику Вариативные авторские программы, и рабочие программы учителей Обязательная часть Части, формируемые участниками образовательного процесса Информа-ционное ядро Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания. Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИспрашиваем МАКСИпредлагаем Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий требует коренной переработки КИМов (умения, а не знания!)умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задачпрогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) * 12 Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала) = решение задач, самоорганизацияТехнология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов) = коммуникацииТехнология оценки учебных успехов (контроль результатов) = саморегуляция Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников.2. Учитель объявляет новую тему.3. Учитель объясняет новую тему.4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизниЖизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.