Формирование эколого-валеологической компетентности у учащихся через применение здоровьесберегающих технологий.


Формирование эколого-валеологической компетентности у учащихся через применение здоровьесберегающих технологий. Экологическое мышлениеПрименительно к содержанию экологической компетентности учащихся, экологическое мышление можно определить как процесс теоретического анализа и оценки экологических ситуаций, выявления проблем, нахождения способов практического решения этих проблем, включая рефлексию деятельности.Ценностно-смысловой компонент реализуется в виде позиции личности устойчивой системы отношений, проявляемой в поведении, поступках и отстаиваемой учащимся в различных ситуациях, то есть в единстве субъективного и объективного. Уровни экологической компетентности1) неосознанная некомпетентность; 2) осознанная некомпетентность; 3) осознанная компетентность; 4) неосознанная компетентность Неосознанная некомпетентностьЧеловек не осознает, что его действия не являются экологически целесообразными, не соответствуют требованиям экологического императива. Экологическая деятельность не значима, не представлена в сознании. При осознанной некомпетентности человек понимает, что он чего - то не знает или не умеет. Но понимает, что при желании может этому научится.Осознанная некомпетентность Осознанная компетентностьЧеловек еще неуверенно реализует освоенную экологическую деятельность, но понимает, что необходимо делать, может поэтапно выявить, проанализировать и решить проблему, продумывая каждое действие. Неосознанная компетентностьХарактеризуется автоматическим, неосознаваемым выполнением экологосообразной деятельности. На этом уровне происходит сосредоточение на самой проблеме, а не на способах ее решения. Педагогические технологии формирования экологической компетентности-метод кейс-стади (англ. case study) или ситуационного анализа (метод случаев, ситуаицонный метод); -метод дискуссии, обсуждение в парах и группах;-методы стимулирования творческой активности (мозговой штурм, дерево решений);-учебные конференции;-ролевые игры Экологическая деятельностьВ процессе формирования экологической компетентности важно создать условия для становления субъектного опыта, эмоционально-ценностного и практически-деятельностного отношения к окружающей среде.
Биология и экология являются благодатными школьными предметами для ознакомления с проблемами экологии и сохранения здоровья, дают возможность решать насущные проблемы защиты окружающей среды и приобщения школьников к этой деятельности.Считаю необходимым не только дать определенный набор экологических знаний и умений, но и добиться, чтобы они стали частью детского мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи человека и природной среды, ведь наши сегодняшние ученики - будущие строители, нефтяники, инженеры и от того, какими ценностями во взаимоотношениях с природой они будут обладать, зависит не только их жизнь и будущее планеты. Изучение проблем и законов экологии;Микроисследования окружающей среды и самонаблюдения;Применение приобретенных знаний на практике.Три направления организации работы по формированию экологической культуры Защита и улучшение природной среды (очистка берега озера, территории посёлка от мусора, озеленение) Пропаганда и разъяснение идей охраны природы
style.rotation Исследовательская работа (защита проектов, участие в мониторинге состояния окружающей среды) Участие в конкурсах.
ppt_xppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
ppt_xppt_y
ppt_xxshearppt_x
Культура здорового образа жизни человека один из результатов социализации личности в общественной среде. В процессе тестирования учащихся были выявлены негативные тенденции в области здоровья: ухудшение состояния опорно-двигательного аппарата, ухудшение зрения, рост числа желудочно-кишечных заболеваний (гастриты), жалобы на утомляемость, головные боли и т.п. Всё это указывает на необходимость и важность формирования у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности не только экологической, но и валеологической компетенции. Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. В связи с этим экологическая валеология должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой разрабатывать рекомендации об оптимальном с точки зрения здоровья поведении человека в складывающихся экологических условиях. Для воспитания экологически и валеологически грамотного человека, способного найти правильное решение проблемы взаимоотношения природы и общества, следовать образу жизни, направленному на сохранение и укрепление здоровья, необходимо проводить целенаправленную, планомерную работу, чтобы обеспечить усвоение необходимых знаний и умений, являющихся основой для формирования эколого-валеологических убеждений. Биология и экология как учебные дисциплины располагают достаточными возможностями для реализации эколого-валеологического образования в силу специфики своего содержания. Направления организации работы по формированию основ здорового образа жизни:а) изучение проблем сохранения здоровья и законов ЗОЖ;б) самонаблюдения;в) применение приобретенных знаний при оказании первой помощи;г) профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании. а) экологическое и валеологическое просвещение (лекторий, экологический кабинет);б) работу экологического кружка «Росинка»;в) работу научно-исследовательской лабораторииВнеклассная работа предусматривает: Доказано, что в системе общей культуры человека экологическиеи валеологические нормы человеческого поведения если не одинаковы,то максимально близки, т.к. их взаимодействие и взаимопроникновениев пределах культуры личности обусловлено моральными нормами,которые определяют духовность личности, качество и степень еесвободы, самоорганизации, безопасное поведение относительно своегоздоровья, здоровья других людей и экологического благополучияокружающей среды. Учитывание экологической зависимости здоровья – важный аспект культурного развития человека, его взаимоотношенийс окружающей средой. Это открывает возможности и необходимостьсинтеза экологической и валеологичекой культур, формирования на этойоснове эколого-валеологической культуры как качественно новой стра-тегии поведения человека в окружающей среде. -экологобезопасное (ориентированное на охрану окружающей среды, соблюдения морально-духовных и нормативно-правовых правил поведения в природе, непосредственное участие в природоохранных мероприятиях по сохранению и улучшению экологического состояниятех или иных объектов окружающей среды) -здоровьесберагающее (направленное на сохранение своего здоровья и здоровья других людей, соблюдение здорового образа жизни, осуществление самодиагностики и самооздоровления в условиях ухудшения экологического состояния окружающей среды) поведение.Активные формы эколого-валеологической деятельности : Один из аспектов формирования здоровьесберегающей среды на уроке – это активное использование педагогических технологий, направленных на охрану здоровья школьников. То есть применение методов и приёмов обучения и воспитания, которые наряду с традиционными технологиями включают в себя и здоровьесбережение. Организация учебной деятельностиБлагоприятный эмоциональный настройСтрогая дозировка учебной нагрузкиПостроение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособностиСоблюдение гигиенических требований Учёт динамики работоспособности на уроке1 фаза врабатывание(5-7 минут)2 фаза оптимальной работоспособности (15-20 минут) 3 фаза преодолеваемого утомления Индивидуально-дифференцированный подходРабота в индивидуальном темпеИспользование источников информацииВозможность обратиться за помощьюВысказывание и аргументирование своего мненияОтсутствие страха ошибитьсяПоложительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности Оздоровительные моменты Упражнения для глазФизминуткиРелаксацияМинутки смехаИгры ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ГЛАЗ1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их.Повторить 6-8 раз.2. Быстро поморгать в течение 15 секунд.Повторить 3-4 раза.3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Гимнастика для глаз по НорбековуМетодика и видео- http://ozrenie.ru/uluchshenie-zreniya/gimnastika-norbekova.html Гимнастика для глаз по ЖдановуУпражнение 1. Основное упражнение. Быстро моргаем глазами, словно бабочка машет крыльями. Не жмурьтесь, а расслабленно быстро-быстро моргайте, делайте легкое моргание одними веками. Такое моргание очень хорошо расслабляем мышцы глаз. Это упражнение будет встречаться в каждом пункте, будем обозначать его кратко: «моргаем».Упражнение 2. Поднимаем глаза вверх, затем вниз, вверх-вниз. Выполняем около пяти секунд. Моргаем.Упражнение 3. Смотрим глазками вправо-влево-вправо-влево. Моргаем. Упражнение 4. Выполняем диагональные движения. Поднимаем глаза влево-вверх, затем влево-вниз. Выполняем пять раз. Моргаем. Делаем обратную диагональ. Глазами смотрим вправо-вверх, вправо-вниз. Выполняем пять раз. Моргаем.Упражнение 5. Упражнение «прямоугольник». Глазками рисуем прямоугольник: боковая сторона справа, верхняя, боковая слева, нижняя. Моргаем. Рисуем прямоугольник в обратную сторону. Моргаем. Упражнение 6. Рисуем глазками циферблат часов. Мысленно представьте себе большие часы, на которых переносица – начало стрелок. Теперь по кругу оглядываем циферблат: двенадцать часов, три часа, шесть, десять, двенадцать часов. Повторяем упражнение. Моргаем. Затем выполняем упражнение против часовой стрелки: двенадцать часов, девять, шесть, три, двенадцать. Моргаем.Упражнение 7. Упражнение «змейка». Глаза отводим в сторону и мысленно глазками рисуем змейку-зигзаг: вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз. Повторяем зигзаг справа налево, потом слева направо. Моргаем. Пальчиковая гимнастика1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»). 3. «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) 4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).  Урок – зона психологического комфорта.Методы эмоциональной раскачки, медитативно-релаксационные упражнения.1. Упражнение «комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.Игра-сообщение. По цепочке передается сообщение « я рад тебя видеть», « ты сегодня хорошо выглядишь». И.т.д.3. Упражнение «бабочки». Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости бабочку по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА. Чтобы ребёнок мог почувствовать свободу тела, ему предлагается закрыть глаза и вообразить себя «стебельком», который колышется на ветру. При «колыхании стебелька»-покачивании, ребёнокУпражнение «Стебелёк». Снятие мышечного напряженияосвобождает от зажима мышцы тела и лицевые мышцы. Лоб, губы и подбородок, плечи, коленные мышцы, кисти рук. Вызванная воображением свобода артикуляционных органов (губ, языка ,нижней и верхней челюсти) непроизвольно приводит к свободному происхождению воздуха по дыхательным путям. Учитель следит за тем, чтобы спина детей была ровная, нижняя челюсть свободна, рот слегка приоткрыт. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА. Упражнение «Карандаш». Тренировка мышц шеи и спины. Все встают и поочерёдно «рисуют» по одной букве. Головой повторяя контуры буквы, тем самым, расслабляя шею и спину. Буквы диктует учитель. По окончании «рисования» каждый ребёнок произносит соответствующий букве звук и называет цвет своего карандаша. Перед произнесением звука ребёнок, не поднимая плеч, делает выдох, затем вдох носом и на следующем выдохе произносит звук и называет цвет карандаша.Дети должны вообразить, что они цветные «карандаши», представляя, что грифель находится на макушке головы. Выполнение упражнения вариативно. Комплексная релаксация с использованием зрительных образов. - Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость(Продолжительность -5 минут)Для расслабления можно использовать следующие образы:- Вы нежитесь на пушистом облачке, которое нежно обволакивает ваше тело- Вы лежите на тёплом песке- на берегу моря или океана, слышите лёгкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей. Комплексная релаксация с использованием зрительных образов. (Продолжительность -5 минут)Для расслабления можно использовать следующие образы:Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы. Игры – пантомимы. При изучении курса биологии «Животные» и курса «экология животных» в 7 классе детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями. Правила успешности1.Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции;2. Ребёнок должен ощущать себя всегда счастливым;3. Дети должны испытывать на уроке ощущение комфорта, защищённости и безусловно, интерес к обучению. Таким образом, здоровый образ жизни формируется на основе прочных естественнонаучных знаний и убеждений; развитие эколого-валеологической культуры учащихся достигается в практической деятельности по изучению взаимосвязей человека и среды и при использовании современных информационных технологий. Экологические и валеологические знания и убеждения помогают сохранить здоровье, которое, в частности, является фактором выживания человека, а в целом нашего народа в условиях ухудшения экологической обстановки Спасибо за внимание!http://infourok.ru/user/murashkova-galina-andreevna