Создание «Ситуации успеха» для учащихся как средство развития мотивационного компонента учебной деятельност


Создание «Ситуации успеха» для учащихся как средство развития мотивационного компонента учебной деятельности«Успех меняет человека.Он делает человека уверенным в себе,придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше» Джой Бразерс Что такое успех и зачем он нужен на уроке К. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес Вторит мэтру и А. Белкин, доктор педагогических наук, который заявляет, что если у ребенка подорвана вера в себя, если ему не дали вкусить радости успеха, никакие педагогические ухищрения не возродят былого интереса к познанию Успех — понятие неоднозначное, многогранное С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;стимулировать работоспособность;корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха. Успеха не бывает без сотрудничества Педагогика – едина. Это наука о воспитании человека, куда входит и обучение, и образование, нравственное, физическое, эстетическое и прочее становление.Власть в руках умного воспитателя похожа на жезл регулировщика, который одному потоку дает движение, другой – тормозит, а в целом обеспечивает безопасность каждому ученику движения, предупреждает катастрофу .Умение правильно распорядиться властью, наказывать провинившихся, поощрять достойных говорит о высоком профессионализме педагога .Если в окружающих Личность (учитель) видит Личности (учеников) признавая их неповторимость, уважая их мысли, чувства, право на свободу выбора, то признает этим самым их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они бы не состояли .Сотрудничество в педагогике – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимистическая вера в будущее, это прежде всего позиция, своего рода точка отсчета в деятельности Воспитателя, Учителя, педагога. Эгоцентризм учителя – мероприятия «напоказ», «для галочки», погоня за престижными местами (якобы для коллектива, а на самом деле для учителя). Эгоцентризм сопровождается безынициативностью, равнодушием, нравственным инфантилизмом. Обратная форма эгоцентризма – педоцентризм – крайняя форма педагогического равнодушия или педагогической беспомощности. Такие воспитатели предоставляют своим воспитанникам свободу действий, остаются в позиции постороннего наблюдателя в то время, когда необходимо вмешательство, когда от учителя требуется полная отдача ума, энергии, сердца. Эгоцентристы пользуются видами мнимого авторитета:авторитет подавления, основанный на чувстве страха;авторитет расстояния, основанный на отчуждении воспитателя и воспитанников, на строгом соблюдении максимально большей дистанции между ними;авторитет чванства, основанный на подчеркивании своих достоинств и значимости своей личности;авторитет педантизма, построенный на буквальном исполнении требований воспитанниками и т.д.Виды мнимого авторитета педоцентризма:авторитет любви, построенный на постоянной апелляции к чувству любви, заигрывание с детьми;авторитет доброты, основанный на снисходительности, нетребовательности;авторитет панибратства, основанный на неумении соблюдать меру между деловыми и личными отношениями, на неумении соблюдать нужную дистанцию;авторитет подкупа, основанный на стремлении педагога добиться своих целей необоснованными поощрениями, обещаниями и т.д. Отношение к ребенку как к личности предусматривает способность и умение педагога ставить себя в положение воспитанника, проникаться его состояниями, чувствами .Односторонний эмоциональный контакт – это начало индивидуального подхода к ребенку, а двусторонний – личностного. Индивидуальный подход в воспитании – это тонкий инструмент, который должен держать в руках каждый воспитатель, а личностный – умение на нем играть, причем так, чтобы в ответ зазвучала душа ребенка .Чтобы правильно понять эмоциональную жизнь детей, следует уметь ( и учиться этому) ставиться себя в положение ребенка, вспоминать собственный состояния в сходных ситуациях; обогащать постоянно мир своих чувств, анализировать их . Типы эмоциональной выразительности детейГипертрофированно–экспрессивный – дети с максимальной степенью выраженности своих чувств. Наиболее выпуклая черта – безудержная говорливость, стремление находить «слушателей», обращать на себя внимание окружающих.Артистический – это школьники, эмоциональное состояние которых не только отчетливо обнаруживается, но и подчеркивается внешними проявлениями. Ребенок привык находиться в атмосфере всеобщего внимания. Он привык к тому, что заботливые взрослые готовы «читать» каждый его жест, выражение лица, чтобы угадать желание, немедленно исполнить его.Адекватно–экспрессивный – школьники, у которых эмоциональные проявления соответствуют внутреннему состоянию. Эти дети умеют управлять своими эмоциями.Неадекватно-экспрессивный - эти дети настолько хорошо управляют собой, что могут скрывать свои истинные чувства, маскировать их если это нужно.Пониженно-экспрессивный – дети, которые не могут выражать адекватно свои состояния в каких-то внешних проявлениях. Условия создания ситуации успеха: атмосфера доброжелательности на уроке, снятие страха - авансирование учащихся перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех, значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе учащегося, повышает активность и его свободу. (Прием персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п.)четкое понимание учащимися целей предлагаемой деятельности (Во имя чего? Ради чего? Зачем?) оказание помощи в продвижении к успеху путем скрытой инструкции деятельности, посылаемой субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения- педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)- соотношение новизны и выполнения аналогичных задач Технология создания успеха Для реализации данной технологии на учебных занятиях учитель должен соблюдать следующие правила:1. Задачи должны быть для учащихся посильными и не требовать приложения сверхусилий.2. Деятельность должна: представлять учащемуся возможности для выбора, быть интересной соответствовать уровню притязаний школьников.3. Нужно, чтобы в работе присутствовали задачи разной степени сложности.4. В задачах должна присутствовать степень новизны.5. Слабомотивированные дети должны иметь возможность использовать повторы для поднятия у них уверенности в собственных силах. (см. памятку) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОПЕРАЦИЯНАЗНАЧЕНИЕРЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА1. Снятие страхаПомогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».2. Авансирование успешного результатаПомогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.«У вас обязательно получиться..»«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельностиПомогает ребенку избежать поражения.Достигается путем намека, пожелания.«Возможно, лучше всего начать с…..»«Выполняя работу, не забудьте о…..» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОПЕРАЦИЯНАЗНАЧЕНИЕРЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА4. Внесение мотиваПоказывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»5. Персональная исключительностьОбозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.«Только ты и мог бы….»«Только тебе я и могу доверить…»«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»6. Мобилизация активности или педагогическое внушениеПобуждает к выполнению конкретных действий.«Нам уже не терпится начать работу…»«Так хочется поскорее увидеть…»7. Высокая оценка деталиПомогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.«Тебе особенно удалось то объяснение».«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».