Обобщающий урок с использованием проблемного обучения, а также элементов ИКТ на уроках истории Предмет: История Казахстана , 9 класс. Тема урока: Казахстан в годы «застоя» и перестройки.


Калигулова Гульнара Анатольевна учитель истории ГУ «Средняя школа- гимназия с. Алмалыбак с ДМЦ» Карасайского района Алматинской области» Тема: использование элементов ИКТ на уроках истории Актуальность : тема представляет хорошие возможности для создания проблемной ситуации позволяет вызвать эмоциональный отклик у учащихся обучает школьников применять элементы ИКТ на уроке исто дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Цели урока: определить основные тенденции развития СССР в середине 1960 – 1980 гг.; 1985-1991гг Задачи урока: образовательные :определить основные тенденции развития СССР в середине 1960 – 1980 гг.; 1985-1991гг развивающие: развитие навыков групповой работы, умения вести дискуссию, усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию воспитательные: воспитание чувства гордости за государство, которое смогло преодолеть распад СССР Проблемные вопросы 1.Что развалило СССР: перестройка или “застой”? 2.Какой период в большей степени повлиял на распад СССР?3.Был ли распад СССР исторической неизбежностью? Существует две точки зрения: -первая – распад СССР – закономерный результат исторического развития; -вторая – в распаде страны виноваты конкретные политики, «развалившие СССР». Распад СССР был закономерен, но его ускорили Задание группам: выявите «+» и «-» «застоя» и перестройки сформулируйте причины , которые на ваш взгляд привели к распаду СССР что мы потеряли и что приобрели с распадом СССР? Приобрели –Суверенитетсвободу возможность больше средств направить на развитие своей экономики (из тех, что ранее шли на развитие республик) Потеряли – --статус сверхдержавы-территории -стабильность и другое ЗАКЛЮЧЕНИЕ В любом случае следует признать, что сама эпохальность развала одной из крупнейших империй мира – СССР настолько исторически глобальна, что возможны разные точки зрения об этих событиях, и никогда «единственной исторической правды» мы не найдем. Что дает полный простор самым разным концепциям стал высшей точкой развития в условиях кризиса всех сфер жизни СССР уже трещал по швам советская система полностью дискредитировала себя ПЕРЕСТРОЙКА Перестройка, безусловно, стимулировала рост национального самосознания в республиках. Однако реформаторы и интеллектуальная элита Советского Союза оказались неподготовленными к проявлениям националистических предрассудков, раскола, вражды. Перестройка лишь ускорила процесс уже разваливающегося союза Разве имели право Россия, Украина и Беларусь распустить СССР? – В Конституции Советского Союза была статья, где написано, что каждый народ имеет право на самоопределение, вплоть до отделения. Это конституционная норма. Данная статья была продублирована в конституциях всех союзных республик. Каждый народ имеет право на самоопределение, вплоть до отделения.Участники тех событий и нынешние политические лидеры высказываются на сей счет по- разному: Президент России Владимир Путин (2005 г) Прежде всего следует признать, что крушение Советского союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию" подчеркивал неизбежность распада СССР и отмечал, что, наряду с отрицательными, нельзя забывать о его положительных сторонах "Распался Союз значительно раньше. Распался, и надо было иметь мужество констатировать это документально, потому что возможен был и иной вариант- вспомните, что было в Югославии". неожиданно заявил, что если бы он знал, что будет происходить на Украине впоследствии, то скорее бы он отрубил себе руку, чем подписал Беловежские соглашения. Мы решили отделиться. Мы имели право. И не только Украина, Беларусь, Россия, но и каждый народ, в том числе и Казахстан, имел право. Другое дело, что не было механизмов, как это сделать. Во-вторых, мы, принимая решение, подчеркнули, что все обязательства бывшего Советского Союза создаваемое нами СНГ берет на себя, в том числе и проблемы, связанные с долгами, международными обязательствами. «моей подписи под документом все равно не было бы, и, окажись я там, во всяком случае, пытался бы убедить участников Минской встречи все-таки провести консультации со всеми потенциальными членами Содружества Независимых Государств и только после этого принимать какое-то решение». Я мечтал о сохранении Союза , но в виде нового государства созданного на федеративной основе ИТОГИ:Распад СССР принес ее народам неисчислимую боль, страдания и лишения. Насколько это компенсируется созданием собственной государственности в республиках? Не лучше ли было сохранить в том или ином виде интегрированные формы общежития на постсоветском пространстве? Перестройка лишь ускорила процесс уже разваливающегося союза. Какая-то крупица правды лежит в каждой версии развала СССР. В любом случае СССР- это нечто прожитое и пережитое, и снова второй раз в «эту реку» мы никогда больше не войдем. За последние годы произошел психологический перелом в сознании граждан. Ностальгия по бывшему СССР уступила место новой гражданской идентификации с казахстанской государственностью. Адаптация населения к суверенитету Казахстана проходила непростым путем. Согласно социологическим опросам, после подписания Беловежского соглашения подавляющее большинство населения республики практически сразу восприняло перенос политического центра из Москвы в столицу Казахстана. Свои ожидания наши люди напрямую связывали теперь уже с руководством Казахстана. И это — огромное достижение 1. Удалось ли нам ответить на проблемные вопросы?2.Что у нас получилось хорошо?3.Что не совсем получилось? Почему?