Презентация Логопедические заключения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рекомендации по работе.


Краевое государственное казённое образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа- интернат № 11»Выступление на педагогическом советеЛогопедические заключения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Рекомендации по работеО.А. Савицкая, учитель- логопед Федеральный государственный стандарт образования предусматриваетСоздание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями АООП)в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся одно из условий индивидуального развития обучающихсяКоррекция недостатков речиЗнание специфики и тяжести речевого нарушения Специфика речевого дефекта обучающихся с умственной отсталостьюНарушена вся система речи: звуковая сторона (фонетика и фонематика) и смысловая (лексика и грамматика)!!!Системное нарушение характерно и для общего недоразвития речи (ОНР)Системное недоразвитие речи (СНР) Различие ОНР- СНРОбщее недоразвитие речиСистемное недоразвитие речиПри сохранном интеллектеПорциальные нарушения в КГМ (речевых зон)Прогноз благоприятен. Возможно полное исправление речевого дефектаПри умственной отсталости (наличие заключения психиатра)Тотальное поражение КГМПри видимом благополучии в формировании звуковой стороны речи, семантическая (смысловая сторона) не достигают границ нормы Характеристика СНР тяжёлой степениОтсутствие связной речи или её тяжёлое недоразвитие (1-2 предложения вместо рассказа)Фраза- 1-4 лепетных усеченных слова, понятная только в конкретной ситуацииПонимание – доступны простые социально- бытовые инструкции, простые вопросыПонимание грамматических изменений слов- не понимает ед-мн, м-ж, предлоги, уменьшительно- ласкательное значениеПолиморфное нарушение звукопроизношения (нескольких групп звуков)Грубое недоразвитие фонематических процессов ;Ограниченный словарный запас (быт и ближайшее социальное окружение)Выраженные аграмматизмы (согласования, словообразования)Нарушены все формы речи (сопряжённая, отраженная, автоматизированная, номинативная)НАРУШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ/аграфия, алексия Характеристика СНР средней степениСвязная речь- рассказы и пересказы только на наглядной основе (пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событийФраза – простая, могут быть простые союзы, часто однословная, неполная по составу, спонтанно лучше, чем произвольноДоступно понимание 2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений. Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений, вопросов и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже. Понимание грамматических изменений слов-Различает формы ед-мн.ч существительных и глаголов, формы м и ж рода глаголов прошедшего времени, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, уменьшительно- ласкательные формы существительных.Звукопроизношение (мономорфное, полиморфное, смешение автоматизированных звуков)Фонематические процессы-доступны простые формы (первый и последний звук, количество слогов в знакомых двух- трехсложных словах)Словарь – беден, частично доступно простое обобщение, антонимы с тудом, синонимы не подбираетГрамматика- трудности словобразования и словоизмененияВыраженная дислексия, дисграфия Характеристика СНР лёгкой степениСвязная речь- пропуски второстепенных смысловых звеньев, непоследовательность и неполнота изложенияСпонтанная фраза - распространённая, с усложнением, с единичными аграмматизмами. Доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи используется недостаточно. В произвольной речи часто используется упрощённая фраза.Понимание обращённой речи значительно развивается. Наблюдаются значительные трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Звукопроизношение – не нарушено/мономорфноеФонематические процессы-Фонематическое восприятие в основном сформировано, но нередко незначительно затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.Фонематический анализ и синтез в основном сформированы, однако наблюдаются затруднения в определении количества и последовательности звуков в слове, слов в предложении на сложном речевом материале; неустойчивость основных понятий.Словарный запас беден. Владеет простым обобщением. Номинации недостаточно устойчивы. Антонимы и синонимы подбирает с незначительными ошибками. Пассивный словарь больше активного.Дислексия, дисграфия Нарушения письменной речи у школьников с умственной отсталостьюДисграфия (сложная форма)Дислексия (сложная форма)Дизорфография (неусвоение правил орфографии)Заключение о нарушении письменной речи выносится со второго полугодия 2 класса Рекомендации по развитию речиСНР тяжелой степениАртикуляционная и пальчиковая гимнастикаДемонстрация работы речевых органов при произнесении словПроизнесение по слогамФормирование словарного запасаДобиваться фразы из двух слов (сущ+глагол) Рекомендации по развитию речиСНР средней и лёгкой степениРасширение словарного запаса за счёт глаголов, прилагательных, наречийПостепенное увеличение количества слов в предложении (прилагательные, наречия)СловообразованиеУменьшительно- ласкательные формыМножественное число Предложно- падежное управление (контроль употребления окончаний)4. Согласование (сущ+глагол в прош.вр., сущ+прилаг)5. Произнесение сложных слов по слогам За Внимание !Спасибо