Технология психолого-педагогического сопровождения школьников на этапе перехода из начальное в среднее звено в условиях введения ФГОС ООО


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балахна Технология психолого-педагогического сопровождения школьников на этапе перехода из начального в среднее звено в условиях введения ФГОС ООО Выполнил: педагог-психолог МБОУ «СОШ № 14 с УИОП» г.Балахны Сироткина Ольга Афанасьевна Заявленная категория : первая Образование : высшее Пед.стаж-27 лет Стаж работы педагогом - психологом -2 годаБалахна2017 Актуальность: Изменившиеся условия обучения при переходе из начального в среднее звено являются стрессом для обучающегося Высокая вероятность возникновения школьной дезадаптации из-за возрастания нагрузки на психику ребенка От успешности первого года на второй ступени во многом зависит успешность в среднем звене. Вступление пятиклассников в критическую фазу подросткового возраста. Методологическое обоснование Основные концептуальные положения развития личности на разных этапах онтогенеза(Л.С.Выготский, Р.С. Немов, В.С. Мухина, Я.Л.Коломинский) Концептуальные основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе(И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова ) Современная концепция психологического сопровождения (М.Р. Битянова) Цель Создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений и обеспечивающих плавный, постепенный и нетравматичный переход учащихся из начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО. Задачи 1. Проанализировать социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.2. Изучить структуру психологической готовности ребенка к обучению в основной школе.3. Выявить уровень тревожности учащихся на этапе перехода из начального в среднее звено. 4. Проследить динамику личностного развития и познавательных процессов на этапе перехода из начального звена в среднее с помощью диагностического инструментария. 5. Разработать методические рекомендации родителям, учителям по сопровождению учащихся в адаптационный период.6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения учащихся, родителей, учителей Методы исследования 1) теоретические (изучение психолого-педагогической литературы); 2) эмпирические (наблюдения, беседы с детьми, родителями и педагогами, изучение опыта работы коллег); 3) диагностические (выявление школьной тревожности , уровня школьной мотивации, успешности адаптационного периода ,самооценка ; изучение эмоционального фона; изучение уровня умственного развития , типов памяти, процессов внимания; экспертная оценка родителей и учителя социально - психологической адаптации детей Структура технологии психолого-педагогического сопровождения Направления психолого-педагогического сопровождения Диагностическое направление Коррекционное-развивающее направление Профилактическое и просветительское направление Аналитическое направление Этапы психолого-педагогического сопровождения 4 класс 5 класс Система психолого-педагогического сопровождения работа с учениками работа с педагогами работа с родителями Вывод Поставленная нами цель по созданию педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной системе отношений и обеспечивающих плавный, постепенный и нетравматичный переход учащихся из начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО в большей степени реализована. Список литературы 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2000. – 624с2. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. / авт.-сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2011г.3. Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»1997г.4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000.5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личностные. – Ж. Дефектология № 2, 2001 – С. 89-96.6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4 М., - 1984, 432 с.7. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр Социальное здоровье России, 1993 –127 с.8. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – 2-е изд.,стер. – М.: Генезис, 2007. – 122с.9. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. – //Школьный психолог, № 9, 2001 – 8-9 с.10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России. – 1999 - 442с.11. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе. /Под ред. Н.В. Афанасьевой.- Вологда: ВИРО, 2007г.12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Составитель – Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011г.13. Рогов Е.М. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., 1999 – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.14. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы М.: «Феникс», 1995. – 128 с15. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Составители -И.В.Возняк, И.М.Узянова , С.В. Лебедева . Волгоград :Учитель , 2014 г.16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2012г.17. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004. Спасибо за внимание Сироткина Ольга Афанасьевнапедагог-психолог МБОУ «СОШ № 14 с УИОП» г.Балахны Нижегородской области