А.Блок О родине. На поле Куликовом 8 класс


ПОЭТ-СИМВОЛИСТ.«РОССИЯ»: ОБРАЗ РОДИНЫКАК СИМВОЛ ВЕРЫ В БУДУЩЕЕ 1880 г., 12 ноября (28 ноября) в Санкт-Петербурге, родился Александр Александрович Блок. Отец поэта – Александр Львович Блок - юрист, философ, профессор Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать поэта-Александра Андреевна Бекетова-Блок - литератор, переводчица, дочь Андрея Николаевича Бекетова(1825-1902), известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. 1887-1888г. Первые дошедшие до нас детские стихи Блока проникнуты нежностью Саши к матери и кошкам.В четырнадцать лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в котором одновременно был и редактором-издателем, и самым деятельным сотрудником, и оформителем. В 1891г. 27 августа принят в 1-й класс Санкт-Петербургской гимназии . В очерке «Исповедь язычника» (1918) охарактеризует гимназию и соучеников достаточно жестко. В поездке с матерью в Германию, на курорт Бад-Наугейм, знакомится с Ксенией Михайловной Садовской, «высокой, статной, темноволосой дамой с тонким профилем и великолепными синими глазами. Это была первая любовь А. Блока. В 1897 году, за год до памятной встречи с Любовью Менделеевой, будущей женой, Блок пережил первую любовь, сильнейшее чувство, страсть, захватившую все его существо и подарившую божественное поэтическое вдохновение.В результате этого чувства родились чудесные стихи о любви. Перед смертью, тяжело больной, он признался матери: может быть, только те первые рифмованные строки и есть то, что следует предъявить потомкам?К. М. С.Луна проснулась. Город шумныйГремит вдали и льет огни,Здесь все так тихо, там безумно,Там все звенит,- а мы одни...Но если б пламень этой встречиБыл пламень вечный и святой,Не так лились бы наши речи,Не так звучал бы голос твой!..Ужель живут еще страданья,И счастье может унести?В час равнодушного свиданьяМы вспомним грустное прости... 14 декабря 1898 Первая любовь настигла Блока летом 1897 года на курорте Бад-Наугейм, куда он ездил с матерью и теткой. Блоку – шестнадцать, его возлюбленной – тридцать семь.В ту пору своей жизни она была опытная светская дама, жена и мать семейства, богатая, изнеженная. Красавица. Ее «очи синие бездонные» сразили мальчика наповал.В 1900 году между Блоком и Ксенией Садовской произошло последнее, решительное письменное объяснение. На этот раз унижалась она, и, в конце концов, назвав юношу «изломанным человеком», она проклянет свою судьбу за то, что встретила его.А после ее смерти в подоле юбки окажутся зашитыми двенадцать писем Блока, перевязанных розовой лентой, и засохшая роза, по лепесткам которой совершенно невозможно было узнать ее прежний цвет. …В такую ночь успел узнать я,При звуках, ночи и Весны,Прекрасной женщины объятьяВ лучах безжизненной луны А.Блок в роли Гамлета Л. Д. Менделеева в роли Офелии 30 мая 1898 г. закончил гимназию, получил аттестат зрелости. 31 августа Блок становится студентом 1-го курса юридического факультета Петербургского университета. В 1903 году, 2 января, делает предложение Менделеевой и получает согласие её родителей на брак. Тема Родины становится сквозной в лирике Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — признавался поэт. Почему шлеи стертые? Какое впечатление оставляет аллитерация в строке: «... Три стертых треплются шлеи...»? Что противопоставляет Блок словосочетаниями «спицы расписные» — «расхлябанные колеи»? Найдите эпитеты во 2-й строфе. С какими известными вам стихотворениями Есенина перекликается эта строфа?Как вы понимаете выражение «песни ветровые»? Вспомним стихотворение А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...»: Гой ты, родина моя!Гой ты, бор дремучий!Свист полночный соловья,Ветер, степь да тучи!  Образ Руси в стихах русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ мы называем архетипическим.Архетип — первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики. Как вы понимаете фразу: «...И крест свой бережно несу...»? Крест — символ страдания одного человека за всех. В 3—5-й строфах возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России. Выражение «прекрасные черты» напоминает нам об образе Прекрасной дамы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России. Чем отличается от предыдущих последняя строфа?Антитезы в последней строфе: «Даль дорожная» — нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется «мгновенному взору». «Глухая песня ямщика» - «звенит»! «Звенит тоской острожной»: за этой строкой образ цепей, которыми скованы узники острога. Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки.Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приема? Определите размер стихотворения, его рифму. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка... Я — не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена!А. Блок главы из книги Д. С. Лихачева о Куликовской битве В цикле «На поле Куликовом» события ХIV в. становятся поводом для размышлений о судьбах современной России. Еще ни один русский поэт не обращался так к своей отчизне:О, Русь моя! Жена моя! До болиНам ясен долгий путь!Наш путь — стрелой татарской древней волиПронзил нам грудь. «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...», 1908 г. В «непробудной тишине» слышит поэт гул надвигающихся событий: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль...Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль... Блок говорит нам о великой битве сил света и тьмы, мглы; сосредоточием этой битвы становится Россия — и сердце поэта:Объятый тоскою могучей,Я рыщу на белом коне...Встречаются вольные тучиВо мглистой ночной вышине.Вздымаются светлые мыслиВ растерзанном сердце моем,И падают светлые мысли,Сожженные темным огнем... В смятении боя, в предощущении грядущих человеческих страданий, где высший, небесный мир объединяется с миром земным («Закат в крови! Из сердца кровь струится!»), в предчувствии великого пожара-зарева («Я вижу над Русью далече / Широкий и тихий пожар») на помощь воину приходит Она, чей «лик нерукотворный / Светел навсегда». Кто это? Небесная Благодать, Вечная Женственность, Прекрасная дева, образ которой сближается с образом России: И с туманом над Непрядвой спящей,Прямо на меняТы сошла в одежде, свет струящей,Не спугнув коня.Серебром волны блеснула другуНа стальном мече,Освежила пыльную кольчугуНа моем плече! «...И крест свой бережно несу...» На пути — горючий белый камень,За рекой — поганая орда.(«Бел-горюч камень» встречается в русских песнях, сказках, заговорах, связанных с мотивом сакрального выбора. Блок как никто осознавал необходимость выбора Россией своего пути в мировой истории. Россия в лирике Блока — это страна его надежд, страна невиданной мощи и энергии, во многом потаенной, еще не выплеснутой на поверхность, поэтому с нею «и невозможное возможно», поэтому она никогда не погибнет. Отсюда возникает мотив «долгого пути»: О, Русь моя! Жена моя! До болиНам ясен долгий путь!.. И нет конца!.. Лирический герой цикла — воин Дмитрия Донского, готовый пожертвовать собой и во имя этого светлого будущего, и во имя Родины: Я — не первый воин, не последний, Долго будет родина больна.Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались.Доспех тяжел, как перед боем.Теперь твой час настал. — Молись! Выступая как-то перед публикой со своими стихами, Александр Блок в ответ на просьбу прочитать что-либо «о России» сказал: «Это все — о России». По большому счету так и было на самом деле: лирика Блока отразила эмоциональное восприятие поколением рубежа ХIХ—ХХ веков кризисной ситуации в России, попытки этого поколения осмыслить происходящее и предвидеть будущее страны, понять себя в этом мире, в этой стране. Поэт пришел к пониманию того, что Россия — страна будущей революции, способной изменить весь мир, сыграть решающую роль в судьбах многих поколений