Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства


Духовно-нравственное воспитание учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства Автор: Шаронова Нина Николаевна, учитель изобразительного искусства. МБУ гимназии № 77.Тольятти 2016 Проблема: Одна из проблем бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел. Главная миссия учителя - бросить зерно прекрасного, в юную душу ребенка. Научить видеть прекрасное, совершать добрые поступки.Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем. Миссия: Развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, видеть прекрасное, чтобы дети могли украшать свою жизнь. Достичь у учащихся умение организации самостоятельной деятельности. Цель: Научить детей понимать и видеть прекрасное.Развивать способность чувствовать, правильно оценивать красоту в окружающей действительности.Участие в выставках,посещение музеев и театра имеет воспитательную направленность.  Задачи и мероприятия: Ожидаемый результат и критерии: Основным критерием эффективности сформированности нравственного, эстетического потенциала учащегося является:Нравственная направленность личности.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. Развитость чувства прекрасного. 7 % 9% 85% 5 Д 2015 5 % 15 % 70% 5 Г 2015 8 % 10 % 70 % 5 В 2015 1 % 5 % 90% 5 Б 2015 5 % 6 % 75% 5 А 2015 не сформированность нравственных отношений/ неустойчивое, импульсивное поведение некоторая безнравственная ориентация достаточная нравственная воспитанностьобучающихся класс год Для диагностики уровня нравственной направленности личности обучающихся был проведен тест. Результаты диагностики приведены в таблице: Ход работы: Произведения изобразительного,декоративно-прикладного искусства — это светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах. Знакомя учащихся с ДПИ , я им расскажу и покажу,что декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд.  Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции. Рассказывая учащимся о “семи Чудесах света”я хочу проявить интерес к архитектурным произведения прошлого, несущие большую ценность в настоящее время,развить кругозор и создать условия для воспитания нравственной культуры учащихся . Знакомство с архитектурными достопримечательностями прошлого: На своих уроках, благодаря новым технологиям,у меня есть возможность показать детям красоту работ русских и зарубежных художников разных эпох, в том числе и картины на библейские и евангельские сюжеты. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, рассуждая о которой, необходимо остановить свое внимание на жертвенной любви Бога к человеку и на проблеме предательства Знакомство с великими художниками мира и их произведениями: Проблема духовно-нравственного воспитания становится особенно актуальной  на данном этапе развития человечества, в  век компьютеризации и прагматизма. К сожалению, наши дети растут в мире, где божественное отступило перед земным, духовное перед практическим, и человек стал думать о “презренной пользе” гораздо больше, чем о формировании и сохранении  духовно-нравственных ценностей. В современном обществе все чаще наблюдается  недооценка интеллекта, опыта, знаний, культуры, творчества. «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова, изображающая всеобъемлющую материнскую любовь и заботу о будущем ребенка; «Христос и грешница» Василия Поленова и «Возвращение блудного сына» Рембрандта, говорящие о прощении раскаивающегося грешника; «Медный змей» Федора Бруни, повествующий о спасении людей Богом, многие, многие другие не менее известные работы не менее известных авторов. Таким образом дети прикасаются к истории христианства, к высокому искусству живописи, где наглядно видят всепрощающую любовь, смирение, торжество добра и милосердия Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Чтобы научить детей быть добрыми, сопереживающими, любящими, учитель сам должен быть таким. Вывод: Вместе с детьми мы делаем вывод: картины художников написаны более века назад, но остаются популярными до сир пор именно потому, что на них изображена жизнь обыкновенных людей. Произведения декоративно-прикладного искусства не будут забыты в век высоких технологий. Зная,что изделия сделанные вручную,ценнее,нежели то,что сделал компьютер. Из этого всего, пришла к выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, духовные,нравственные человеческие качества.