Презентация на тему: Эффективные словесные методы обучения в преподавании русского языка и литературы


Эффективные словесные методы обученияв преподавании русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Будкеева С.В.КГУ «Убинская общеобразовательная средняя школа» отдела образования Шемонаихинского района Методы обученияМетод (от греч. metodos «путь к чему – либо») означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. По источнику получения знаний:а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Выбор методов обучения зависит от: - от конкретных педагогических целей (формирование знаний, выработка умений и навыков, их закрепление, повторение, обобщение);- от особенностей содержания учебного материала (сложности, новизны); - от возрастных особенностей и возможностей учащихся; - от уровня подготовленности учащихся, уровня сформированности у них ЗУН;- от учебно-материальной оснащенности учебного заведения - наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств (ИКТ); - от возможностей и индивидуальных особенностей учителя, его личностных качеств, уровня теоретической и практической подготовленности, педагогического мастерства.«Тот метод следует считать лучшим, которым лучше владеет педагог» - подчеркивал Л.Н.Толстой. Словесные методыобученияНаглядные методыобученияПрактические методыобучениялекция рассказобъяснениебеседадискуссияработа с книгойнаблюденияиллюстрациидемонстрацииупражнениялабораторные работыпрактические работывыполнение учебно-трудовых заданийживое словокнигажизненные явления илиих изображенияпрактический опытМетоды обучения Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное. Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышления (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь. Словесные методы обученияРабота с учебником и книгой. ЭкскурсияДискуссия.Объяснение.Рассказ.Беседа.Самостоятельная работа* Вербальные игры РассказРассказ-вступление (цель) - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяет вызвать интерес к новой теме,возбудить потребность в ее активном усвоении.Рассказ-изложение учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает указания по дальнейшей самостоятельной работе по этой теме. В ходе рассказа используются такие методические приемы как активизация внимания, ускорение запоминания - мнемотехнические, ассоциативные, логические сравнения, сопоставления, выделение главного. Требования:содержать только достоверные и научно проверенные факты;включать достаточное число ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;иметь четкую логику изложения;выделять ведущие положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; излагать простым и доступным языком (произносить фразы, слова ясно, отчетливо, внятно; излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала; отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям (т.е. высказывать собственное мнение, выражать свои чувства, отношение); Объяснение- словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение правил, законов, способов действий, демонстрации опытов.Объяснение - это монологическая система изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала. Требования:четко формулируются цели, задачи объяснения, выделяются вопросы, подлежащие раскрытию;материал излагается в строгой последовательности, системе;обеспечивать понимание детьми учебного материала, привлечение их к активному наблюдению объясняемых явлений, иллюстраций и демонстраций;устанавливать связь с прошлым опытом, с их представлениями и понятиями;использовать сравнения фактов, предметов, явлений, сопоставления, аналогии – это основа понимания. Например:1.сравнение сходных и полярных положений (гласные-согласные звуки).2.сопоставление после того, как хорошо изучены правила: Ь – показатель мягкости согласных Ъ – разделительный твердый знакпишется на конце и в - пишется в середине слова; середине слова;после согласных; - после согласных;перед согласными; - перед гласными;показывает, что согласные - показывает, что согласные непроизносятся мягко не сливаются с гласными Беседаотносится к наиболее известным методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода - побуждающая. Нет метода более разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний, достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа наиболее эффективна для: - подготовки учащихся к работе на уроке; - ознакомления их с новым материалом; - систематизации и закрепления знаний; - текущего контроля и диагностики усвоения знаний. Классификация бесед: вводные (организующие); сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.); систематизирующие (закрепляющие); контрольно-коррекционные. Дискуссия- главное ее назначение: стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждению их к осмыслению различных подходов, к аргументации чужой и своей позиции. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других. Лекция от других методов словесного изложения отличается: а) более строгой структурой; б) логикой изложения учебного материала; в) обилием сообщаемой информации; г) системным характером освещения знаний.Лекция Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от ряда условий может колебаться от 20 до 50%. составление учителем детального плана лекции;сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана; краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта;логические связи при переходе от одной части лекции к другой;проблемность и эмоциональность изложения;Требования:использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений. Работа с учебником и книгойУчебники, книги являются одним из основных источников знаний. Народная мудрость гласит: «Испокон века книга растит человека», «Кто много читает, тот много знает», «Книга – друг, без нее как без рук». Научить детей работать с текстом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя. «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать» (Д.И.Писарев). «Если большинство твоих учеников, - подчеркивает Ш.А.Амонашвили, - не хочет читать, то ты плохой учитель; если большинство твоих учеников увлечено чтением, то ты хороший учитель; а если в твоем классе все ребята пристрастились к чтению, то ты не только хороший учитель, ты хороший воспитатель» (Ш.А.Амонашвили «Как живете дети?») Ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного.составление плана текста - план может быть простой или сложный. тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного. цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном. составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного. составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. ДиалогМодель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.Более позднее исследование Мерсера и Ходжкинсона (2008) построено на основе ранней работы Барнса с целью установления центральной роли диалога в процессе обучения. На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как: позволяет ученикам выражать свое понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Нестандартные формы уроков как способ повышения эффективности словесных методов обучения.И именно на таком уроке, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».Группы нестандартных уроков:1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж.3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение.4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».8. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения. Урок-спектакль по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» . 9 класс. Урок-суд по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс. Час поэзии «Жил да был человек маленький…» 7 класс Список литературы1. Алексюк А. Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе. М.,1979.2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1996.3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс, 2004.4. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000.5. Вигман С. Л. Шпаргалка по педагогике: учеб. пособие.-- М.: ТК Велби, 2005.6. Костяшкин Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1999.7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.9. Поташкин М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. - М.: Знание, 1994.10. Ткаченко Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования // Педагогика. - 200511. Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник. - Рыбинск. 1997.