Презентация по психологии на тему Агрессивность среди подростков — путь к самоутверждению


АВТОР РАБОТЫ: УЧЕНИЦА 11 КЛАССА,МБОУ ПЛАТОВСКОЙ СОШ ТЕГЛЯЙ АНАСТАСИЯ. РУКОВОДИТЕЛЬ: ВАСИЛЬЕВА Л. Н., УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ, ХИМИИ, ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ Цель нашей работы – исследование проблемы подростковой агрессии и выявление, преобладающего типа агрессии.Задачи:1.Провести теоретический анализ проблемы агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной литературе.2..Охарактеризовать психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте и их типологию.3.Исследовать половые различия проявления агрессивности у подростков.Объектом нашего исследования является  уровень агрессивности в подросткового возраста.Предметом исследования выступает подростки в возрасте 13-16 лет. Гипотеза: мы предполагаем, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков 13-16 лет.  . Методы работы. Исследовательский. Психодиагностический метод; количественный и качественный анализ данных. Теоретический. Работа с Интернет-ресурсами. Анализ литературы по проблеме исследования. НАШИ КОНСУЛЬТАНТЫ Врач- психиатр высшей категории Пачуева Е.Н. Работа с литературой Интернет- ресурсы Сидоренко Ю.А. декан ФДО, к. м. н. РостГМУ. Дьяконов Д.C.- психолог , работник ГЦВР «Досуг», высшая категория. Теории агрессивности. . Основоположник этологической теории К. Лоренц рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию.. Теория инстинктов (З.Фрейд и МакДугалл – свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. Так, в теории Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. МакДугалл предложил набор из десяти инстинктов. Согласно указанной теории инстинктов, накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности. . Джон Бродес Уотсона(1878-1958 ) создавший направление в психологии – бихевиоризм. Агрессия связана с фрустрацией. Бихевиористами были А. Басс и А. Дарки они определяли агрессию как «поведение, вызывающее раздражение и наносящее ущерб другим организмам». В работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд писал, что нередко в сновидениях человека изображается смерть близких ему людей, и это можно расценивать как отражение своего рода агрессивности по отношению к данным людям, которая могла иметь место когда-нибудь в детстве сновидящего. Он считал необоснованным утверждение, что отношение детей к их братьям и сестрам является по преимуществу любовным. Имеется много примеров вражды между братьями и сестрами в зрелом возрасте, и эта вражда, как считал З. Фрейд, «ведет свое происхождение с детства и даже наблюдается с самого их рождения». «Агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных» К. Лоренц В книге «Так называемое зло» для Лоренца агрессия, во-первых, не является реакцией на внешние раздражители, а представляет собой собственное внутреннее напряжение, которое требует разрядки и находит выражение, невзирая на то, есть для этого подходящий внешний раздражитель или нет. Модель агрессии К. Лоренца, как и либидозную модель Фрейда, можно с полным правом назвать гидравлической моделью по аналогии с давлением воды, зажатой плотиной в закрытом водоеме. Фельдштейн Д. И. Выделяет 3 стадии подросткового периода. На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе.У детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития. На второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена. На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма. Тревожность Фрустрация Агрессивность отсутс. средн. выс. выс. средн. низк. спок. средн. выс. Девочки 14-70% 5-25% 1-5% 13-65% 6-30% 1-5% 9-45% 9-45% 2-10% Мальч. 13-59% 8-36,4% 1-4,6% 10-45,5% 11-50% 1-4,6% 12-54,5% 10-45,5% - 0% Тест Айзенка «Самооценка психических состояний». Высокая тревожность отмечается у 5% девочек и 4,6% мальчиков. Повышенная фрустрация у девочек-65%, у мальчиков ниже-45,5%. Высокий уровень агрессивности у девочек-10%. Индекс фрустрации высокий, у девочек он составляет 65%, у 10 мальчиков высокий-45,5% . Они стараются избегать трудностей, боятся неудач. Низкий уровень фрустрации у 5% девочек и 4,6% мальчиков. У остальных этот показатель в пределах нормы. Среди мальчиков у 36,4% индекс тревожности средний , у девочек этот показатель составляет 25% и только 5% имеют высокий уровень тревожности( у мальчикой 4,6%). У остальных находится на границе допустимого уровня. Уровень агрессивности у 45,5% мальчиков и 45% девочек средний. У 10% девочек уровень агрессивности высокий. По мнению ученых, они не выдержаны и испытывают трудности при общении с одноклассниками, друзьями, родителями, учителями. Остальные имеют уровень тревожности в норме. Тревожность Фрустрация Агрессия Девочки 7 7,6 7,55 Мальчики 6,36 6,45 7,54 На этой диаграмме и таблице показаны средние показатели тревожности, фрустрации и агрессии среди мальчиков и девочек. Мы видим гендорные различия, хотя они и не значительны. непрямая агрессия обидчивость негативизм физическая агрессия подозрительность вербальная агрессия АГРЕССИЯ Формы агрессивного поведения. чувство вины раздражительность Девоч-ки Враждебность Агрессивность Низкая Норма Высокая Низкая Норма Высокая 1/5% 12/60% 7/35% 5/25% 13/65% 2/10% Маль-чики 2/9,09% 12/54,54% 8/36,36% 9/40,9% 12/54,54% 1/4,55% Тест А. Басса-Дарка. (диагностики агрессивных и враждебных реакций человека. ) На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Мы наблюдаем ее повышение в 13,15-16 лет. Уровень враждебности у девочек и мальчиков несколько различаются (35%-девочки, 36,36%-мальчики). Мы наблюдаем высокую агрессивность у 10% девочек и у 4,55% мальчиков. Возрастные группы Формы агрессивности, % физическая косвенная вербальная негативизм 13 63% 25% 38% 63% 14 44% 37% 38% 44% 15 63% 50% 57% 43% 16 43% 0% 83% 67% Проявления различных форм агрессии у подростков 11-16 лет. В 13,15,16 лет самые высокие показатели по всем видам агрессии ( исключение составляет косвенная агрессия у 16 – летних, мы ее наблюдаем в 15 лет-50%). Самоотчет о склонности к разным формам агрессивного поведения (Тест А. Басса-Дарка) Физическую агрессию девочки 15-16 лет проявляют ее чаще(66-60%), чем мальчики того же возраста. Вербальную агрессию девочки 13 лет проявляют чаще(50%), чем мальчики 13 лет(33%). Анализ косвенной агрессии тоже показывает, что девочки 13 и 15 лет более агрессивны(50-33%), у мальчиков это ярко выражено в 14 лет(50%). Негативизм значительно сильнее проявляется у девочек на всех возрастных периодах подросткового возраста(до 100%-13 лет), у мальчиков он возрастает к 16 годам(100%). Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Враждебность = Обида + Подозрительность. Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия. При анализе индексы враждебности у мальчиков и девочек практически равны, а индекс агрессивности у девочек превалирует (25%) над индексом враждебности мальчиков (22%). При анализе индекса враждебности мы отмечаем высокую враждебность у девочек всех возрастных групп от 12 до 15 лет(от 0 до 60%). У мальчиков мы наблюдаем всплеск индекса враждебности в 13 лет (83%), и в 14 лет (38%). Индекс агрессивности у девочек особенно проявляется в 12 и 16 лет (50% и 40%), у мальчиков он проявляется с 13 до 15 лет от 33% до 20%. Ученые установили у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 12 и в 13 лет. Следует отметить, что наши показатели резко не противоречат сведениям ученых. Причины агрессии. Причины агрессии. Неправильное питание Нарушения в развитии. Влияние Интернета и кино. Раннее половое созревание Семейное воспитание. Старайтесь направить гнев в русло компромисса. Сосчитайте до 10, 20… Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов… Займитесь мини-гимнастикой. Походите, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием. Способы преодоление агрессивности. Порвать какую-нибудь ненужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать: «Я ненавижу Вовку!», «Я терпеть не могу Светку, «Я готова разорвать Анну Ивановну на кусочки!» Такую бумагу можно просто разорвать. Выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете(применяется в Японии). Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши. Послушайте спокойную музыку или ту, которая вам больше всего нравится. Займитесь любимым делом. Самое конструктивное — разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой — уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом. Выводы.На основании проведенных тестов их обработке и анализа, прочитанной научной литературы, бесед со специалистами мы пришли к следующим выводам: 1.Агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. 2. Существует множество теорий агрессивности: теория инстинктов (З.Фрейд) – в основе лежит врождённая способность к агрессии, этологической теории К. Лоренц рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию, бихевиоризм рассматривает агрессивность в связи с фрустрацией(Уотсон), теорий влечения У. МакДугалла. 3. В результате исследований, проведенных по тестам Айзенка , мы пришли к следующим выводам: среди мальчиков у 36,4% индекс тревожности средний, и только у №11 уровень тревожности высокий -4,54%, но у него и показатели фрустрации и агрессивности средние. .У девочек уровень тревожности средний у25% и только 5% имеют высокий уровень тревожности № 10. У остальных находится на границе допустимого уровня. Индекс фрустрации у 10 мальчиков высокий-45,5% , у девочек он составляет 65%. Низкий уровень фрустрации у 5% девочек и 4,6% мальчиков. Уровень агрессии у 45,5% мальчиков и 45% девочек средний. У 10% девочек уровень агрессивности высокий. Остальные имеют уровень тревожности в норме. . 4.Тест А. Басса- А. Дарки свидетельствует о том, что во всех возрастных группах подростков достаточно высокий или повышенный уровень агрессивности. При анализе вербальной агрессии, мы видим, что у девочек 13 лет этот вид агрессии проявляется чаще, у мальчиков этого возраста . Анализ косвенной агрессии тоже показывает, что девочки 13 и 15 лет более агрессивны, у мальчиков это ярко выражено в 14 лет.. При анализе индекса враждебности мы отмечаем высокую враждебность у девочек всех возрастных групп от 12 лет и до 15 лет. У мальчиков мы наблюдаем всплеск индекса враждебности в 13 лет (83%), и в 14 лет (38%).. Индекс агрессивности у девочек особенно проявляется в 12 лет и 16 лет (50% и 40%), у мальчиков он проявляется с 13 лет до 15 лет от 20% до 33%. 5..Причины агрессивности подростков различны это и социальные, экономические и физиологические. 6. В работе мы даем рекомендации школьному психологу(диагностика и раннее выявление агрессивности), учителям ( индивидуальная работа с такими подростками), родителям и конечно самим подросткам.7.Следует отметить, что наша гипотеза о гендерных различиях в проявлении агрессивности в 13-16 лет частично подтвердилась.   Юрий Татаркин Смех снижает агрессивность. Виктор Кэннинг. Семейная тайна Давайте — не разрушим, а построим! Давайте - не разделим, а удвоим… Вот стих к людской агрессии с протестом… Добро на воле, злоба — под арестом…