Презентация к классному часу по теме: «Алексей Саврасов – мастер русского реалистического пейзажа (к 185-летию со дня рождения художника)»


Центр АРТ-образованияВсероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2015 году (история и культура)Презентация к классному часу по теме: «Алексей Саврасов – мастер русского реалистического пейзажа (к 185-летию со дня рождения художника)» Болдырева Ольга Николаевна, учитель информатикиЛычагина Екатерина Андреевна, ученица 7 классаМОУ «Елань-Коленовская СОШ № 1»с. Елань-Колено Новохоперского района Воронежской области  Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье московского купца. Мальчик рано начал рисовать и уже к двенадцати годам легко исполнял большие рисунки гуашью, подражая известным в то время пейзажистам. Это был первый его шаг на пути к большому искусству. В 1844 году поступил в Московское Училище Живописи и Ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Во время обучения, Саврасов написал два вида с Воробьевых гор, исполненном на светло-коричневатой бумаге графитным карандашом и подцвеченном мелом. Их исполнение требовало от художника прочных знаний линейной и воздушной перспективы, уменья передать композиционные планы и сохранить черты «портретного» сходства данной местности. В характере линии, в штрихе и в членении планов чувствуется скромность и неуверенность начинающего художника. По композиции рисунки близки к широко распространенным тогда мотивам видовой живописи. Они остаются живой документацией первых самостоятельных опытов Саврасова.Годы ученичестваБиография Алексея СаврасоваАлексей Саврасов, 1865 Годы ученичества«ВИД МОСКВЫ С ВОРОБЬЕВЫХ ГОР», 1850«ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ БЛИЗ МОСКВЫ», 1850 Первые самостоятельные работыВ 1850 году Саврасов заканчивает Училище и получает звание неклассного художника за картины "Вид Московского Кремля при луне" (эта картина до настоящего времени не обнаружена) и "Камень в лесу у разлива". "Камень в лесу у разлива", 1850В центре этюда, среди деревьев, художник изобразил огромный камень, на вершине которого он поместил фигурки двух мальчиков - барчука, сына владельца усадьбы, и деревенского мальчика, сына кормилицы. Большой свободы и мастерства в живописном методе еще не чувствуется, но в том, как разнообразно по цвету написана землисто-коричневая поверхность старого камня, местами поросшего мхом, как вылеплен цветом ствол березы, - видны и серьезное изучение натуры, и первые опыты сложного письма, и стремление раскрыть живописную красоту каждого предмета. В то же время весь этюд в целом красноречиво говорит о свойственной художнику свежести и непосредственности восприятия природы, и о привитых школой крепких реалистических основах, без которых было бы немыслимо дальнейшее движение вперед.  Содержание пейзажа «Вид на Кремль в ненастную погоду» почерпнуто художником из жизни самой природы. В нем все находится в напряжении, которое нарастает от переднего плана в глубину, достигает своего апогея в небе, в движении грозовых туч и разрешается победой солнечного луча, прорвавшегося сквозь тучу и заставившего сверкать светлым пятном стройный ансамбль кремлевских дворцов и храмов. Именно в таком плане построена Саврасовым композиция пейзажа, и каждый элемент, в нем участвующий, полон глубокой внутренней выразительности. Яркие и волнующие впечатления реальности подчинили себе полет романтической юной фантазии Саврасова. Первые самостоятельные работы«Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851 В 1853 году под впечатлением поездки на Украину, художником был создан ряд картин южной степи и «Вид Киева с Днепра»Первые самостоятельные работы«Рассвет в степи»,1853«Степь днем», 1853 Первые самостоятельные работы «Вид Киева с Днепра», 1852 «Вид в окрестностях Ораниенбаума», 1854Первые самостоятельные работыЛетом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика.Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев. «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», 1854Первые самостоятельные работы Первые самостоятельные работы«Пейзаж с дубами» , 1860 В центре композиции изображены крупным планом растущие на возвышении два могучих старых дуба. Их раскидистые ветви, переплетаясь, образуют зеленый шатер. Листва дубов в соседстве с красноватой горячего тона землей, кажется еще более глубокой по тону и богатой оттенками. В глубине, в просвете между редкими деревьями видна яркая, освещенная солнцем зелень. На траве, в тени центральной группы деревьев, отдыхает крестьянский подросток в белой рубахе и картузе. Опершись руками на траву и слегка приподнявшись, он смотрит на коров, пасущихся под деревьями по склону. Около паренька - длинный пастуший кнут. Стремление представить человека в единстве с природой сообщило в данном случае пейзажу Саврасова своеобразно выраженные лирические черты. Завершая собой определенный круг исканий, этот пейзаж, вместе с другими произведениями художника, прекрасно характеризует русское пейзажное искусство пятидесятых годов, сложившееся на прочной реалистической основе. В Москве Саврасов участвует в выставках Училища Живописи и Ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, в занятиях его с учениками главное место занимала работа на натуре, причем сюда входило и изучение характера местности, и изучение природы в рисунке, и исполнение красками этюдов для будущей картины. Саврасова окружают любящие друзья и ученики.Творчество самого Саврасова в первые годы его преподавания в Училище Живописи и Ваяния было наполнено исканием нового содержания в пейзаже. Саврасов работал в то время очень плодотворно. Написаны пейзажи «Морской вид» (1859), «Рыбаки» (1859), в которых чувствуется стремление к эффектной картинности, хотя многие черты натуры в переданы с большой наблюдательностью. Но почти одновременно с этими произведениями у Саврасова появляются пейзажи «Сельский вид при закате солнца» (1858) и «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859), представляющие другую линию творчества художника. Эти пейзажи своими художественными качествами ясно говорили о том, что лирический пейзаж уже вошел в круг творческих интересов художника и был настоящим предметом его серьезных занятий. Всем своим художественным строем оба эти произведения утверждали черты нового искусства, сложившегося на глубокой реалистической основе.Преподавательская деятельностьВ. Перов. Портрет художника Алексея Саврасова, 1878 ПЕЙЗАЖ С РЕКОЙ И РЫБАКОМ», 1859Преподавательская деятельностьГлядя на то, как написаны в пейзаже левый берег, поросший лесом, освещенная солнцем голубая река и цветная тень на воде от леса - видишь, что уже в это время Саврасов был вооружен богатыми средствами живописи. Ровным и широким шагом удаляется от реки с рыбной ловли просто одетый крестьянин-рыбак. В его фигуре, написанной мягким, приглушенным тоном, на фоне затененной части реки, чувствуется ясное и спокойное душевное состояние человека, окончившего свой труд, наполнивший его впечатлениями окружающей природы. Эта-то гармоническая цельность созданного образа и позволяет почувствовать тонко переданное художником в пейзаже лирическое содержание.  « Развитие творчества Саврасова в 60-х годахАлексей Саврасов, конец 1860-х годовВ 60-е годы Саврасов входит пейзажистом яркой и очень своеобразной творческой индивидуальности. Участие его на первой выставке Общества Любителей Художеств в 1861 году было отмечено блестящим успехом. Художник показал на этой выставке две картины: «Вид в селе Архангельском» и «Вечер». Наличие таких его работ, как «Сельский вид» (1867), «Плоты» и «Лосиный остров в Сокольниках», относящихся к концу 60-х годов, позволяет с уверенностью сказать, что за это время творчество Саврасова стало более зрелым, углубилось и обогатилось качественно новыми чертами. Между тем в произведениях Саврасова следующих лет все более отчетливо выступали новые черты, присущие теперь его искусству. Иную эмоциональную характеристику получал у Саврасова и изображенный в пейзаже человек, что ясно чувствуется в его картине «Сельский вид» (1867).. Но Саврасов в своих поисках не ограничивался этим в данное время. Подобно другим пейзажистам шестидесятых годов, он, ради большей идейной заостренности, вводил в пейзаж жанровый сюжет, показывающий тяжелую трудовую жизнь народа. «СЕЛЬСКИЙ ВИД», 1867Развитие творчества Саврасова в 60-х годахЭтот пейзаж привлекает лирическим чувством его наполняющим и придающим своеобразное выражение народной теме. В свободной композиции пейзажа большая роль отведена дальним планам с полями, широкой рекой и деревней. На переднем плане - ульи подле цветущих деревьев. И среди светлого весеннего праздника природы - сгорбленная фигура старика пасечника, сидящего у костра, живо напоминает о народной печали. «ПЛОТЫ», 1868Развитие творчества Саврасова в 60-х годах Ярким примером народной темы является картина «Плоты» (1868). Саврасов окунулся в толщу народной жизни, и, работая над картиной, стремился к такому пейзажу, в котором самый уклад этой жизни воспринимался бы как нечто неотделимое от окружающей природы. Так воспринимается показанная в картине разборка крестьянами прибитых к берегу плотов, так воспринимается и маленькая глухая деревушка, с бедными покривившимися избенками. Обращает внимание в картине подчеркнутая «простота» всего изображенного, продиктованная, несомненно, желанием «встать вровень с народом» «прожить его жизнью» и правдивее передать самый характер народной темы. Развитие творчества Саврасова в 60-х годах«ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ В СОКОЛЬНИКАХ», 1869Картина «Лосиный остров в Сокольниках» весной 1870 года была удостоена первой премии на конкурсе, Московского Общества Любителей Художеств. Современники отмечали эту удачу художника, который сумел «так поэтично перенести на полотно знакомый каждому из нас клочек природы из окрестностей Москвы... Вдали темная опушка леса, которого деревья мастерской рукой нарисованы ... на первом плане местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени этот луч солнца так хорош, так радостен». Первая поездка Саврасова на ВолгуАлексей Саврасов, первая половина 1870-х годов В 1871 году Саврасов вступил в члены Товарищества Передвижных Художественных выставок, первого объединения художников-реалистов, а в 1872 году был избран в правление Товарищества.Список произведений Саврасова, относящихся к 70-м годам, открывается чудесной по исполнению картиной «Лунная ночь. Болото».Вплоть до 1875 года художник работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, в Болгарах под Казанью, около Жигулей, но любимыми местами продолжали оставаться волжские берега между Ярославлем и Костромой. Картина «Печерский монастырь под Нижним-Новгородом» первое известное произведение в ряду его волжских пейзажей, в котором одним из действенных элементов является старинный архитектурный памятник. Получившая премию картина академика Саврасова «Волга под Юрьевцем» (1870-е) возбудила общий интерес публики новизною сюжета. Образ идущего впереди всей группы бурлаков молодого крестьянина позволяет предполагать, что Саврасов не хотел изобразить бурлаков только как подавленную, забитую массу, а сумел разглядеть среди них непокорных и смелых людей. Изображен типичный русский пейзаж, с бескрайними далями расстилающейся равнины, окутанной ночным туманом. И именно благодаря сдержанной, но сильной живописи весь пейзаж, казалось бы, унылый и неприглядный, наполнен удивительным обаянием ночи. Если он может вызвать у зрителя чувство щемящей тоски, то вместе с тем не может не потрясти просторами, полными затаенной жизни. По простоте мотива и лаконизму изобразительных средств, это произведение представляло, поистине, новое слово в пейзажной живописи.Первая поездка Саврасова на Волгу«Лунная ночь. Болото», 1870-е Художник внимательно и точно передает формы Воскресенского собора, колокольни и стен одной из древнейших и известнейших обителей нижегородского края. В этюде холодная полоса Волги, с песчаной отмелью, обращает на себя едва ли меньше внимания, чем архитектура монастыря, возвышающегося над зеленью деревьев и низкими строениями, лепящимися по склону. Косые лучи солнца, вырвавшись из-за тучи, освещают мягким золотистым светом и белое здание монастыря, и отмель, в то время, как весь пейзаж в ближайших планах выдержан в коричневато-золотистом тоне, присутствие которого заметно даже в зелени деревьев. Широкая река, затененная надвигающейся тучей, кажется темной и напряженной по цвету. Действительно чувствуешь волжские просторы, открывающиеся с высокого гористого берега.«Печерский монастырь под Нижним Новгородом», 1871Первая поездка Саврасова на Волгу Первая поездка Саврасова на ВолгуВо всю ширину холста изображен волжский пейзаж с высоким гористым берегом вдали. По краю низкого берега, на переднем плане, длинная вереница бурлаков, медленно, с напряжением тянет баржи. Бурлаки двигаются парами, сильно наклонясь вперед. За исключением трех бурлаков в голове колонны, прекрасно найдены положение фигур, тянущих непосильную тяжесть, и ритм медленного движения. В глубине слева, как бы за поворотом реки, открываются волжские дали. И так же, как в лучших пейзажах Саврасова конца 60-х годов, так и в этой картине, сквозь скорбь народных страданий, чувствуешь могучее дыхание жизни. В этом смысле, выделенная в эскизе фигура молодого бурлака особенно обращает внимание смелой характеристикой. «Бурлаки на Волге», 1871 Глядя на его уверенный шаг, на устремленный вперед горячий взор, невольно вспоминаешь вдохновенные строки Некрасова, полные веры в силы русского народа, в его великое будущее: «Вынесет все, - и широкую, ясную, грудью дорогу проложит себе...». В этом произведении, с его столь определенно выраженным идейным замыслом, видны подлинно народные черты саврасовского творчества. "Грачи прилетели"«Грачи прилетели», 1871Как известно, появление этого произведения принесло художнику заслуженную славу. Картина получила всеобщее признание, как совершенное создание национального гения. Она утверждала начало нового этапа в развитии русской реалистической пейзажной живописи.Окраина глухого провинциального местечка. На переднем плане группа берез. За ними среди низких строений возвышается шатровая колокольня сельской церкви, вдали потемневшие весенние поля. Воздух по-весеннему прозрачен, небо с высокими облаками, светло-голубое вверху, затянуто у горизонта темной полоской и кажется, что тонкие голые ветки берез ожили, встрепенулись и тянутся вверх к солнцу. Растаял пруд. Стая прилетевших грачей, первых вестников весны, с шумом опустилась на березы. Все в этой картине пронизано единым ритмом, напоено легким дыханием весны. С удивительным совершенством отзывается здесь художник на неуловимые смены состояний атмосферы, воссоздавая на холсте ощущение жизни как единого трепетного целого. Ведь в Грачах... радости весеннего обновления причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих жилищ, и сам автор, сумевший передать и нам, людям уже двадцать первого века, свое весеннее настроение. Волжские темыВ 70-х годах Саврасов работал над волжской темой. Он внимательно изучал волжский пейзаж, с его неповторимой красотой далей, с характерным рельефом берегов, повторяя ежегодные поездки на Волгу. Одной из существеннейших особенностей его картин, связанных с волжским пейзажем, является выраженное в них чувство простора. Он много работал, стремясь уловить особый живописный строй волжского пейзажа, с далями зеленеющих полей и лугов, с необычайным богатством колорита, с берегами как бы открытыми навстречу солнцу, свежему ветру и непогоде.Насколько богаты содержанием и эмоциональной силой его волжские картины можно судить по произведениям: «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге» и «Радуга». «Разлив Волги под Ярославлем», 1871 В картине «Разлив Волги под Ярославлем» открывается вид на Волгу во время ледохода. Поднимаясь над водой то светло-зеле новатыми, прозрачными глыбами, то голубовато-серыми и темно-коричневыми пятнами потемневшего снега, льдины движутся, стараясь обогнать одна другую. На дальнем затопленном берегу стоят отрезанные от земли, погруженные в воду, низкие избы, среди них выделяется белая церковь старинной архитектуры; ближе к горизонту - лесные массивы и маленькие островки затопленных деревень. В высоком весеннем небе стройным порядком летят стаи журавлей. Вначале внимание обращается лишь на темное пятно лодки, плывущей между льдинами наперерез реки. Лодка с сидящими в ней людьми направляется к дальнему берегу, где в затопленном селении вспыхнул пожар. Эти люди, преодолевая опасность, спешат на помощь. Художника увлекали смелые образы простых людей, идущих наперекор стихии, увлекла красота человеческих характеров, которым так хорошо отвечают просторы волжского пейзажа. Волжские темы«Могила на Волге. Окрестности Ярославля»,1874Первая мысль произведения «Могила на Волге» родилась из глубоких личных переживаний художника. Работая над композицией, Саврасов искал простоты и лаконизма. На крутом берегу широкой реки, затененном нависшей тучей, над осыпавшимся могильным холмом стоит, покривившись, простой деревянный крест. Рядом - вторая заброшенная могила с упавшим крестом. Молодая береза с облетевшими листьями скромно приютилась близ могил. Затерявшиеся в траве могилы как будто срослись с берегом и стали неотъемлемой частью пейзажа, в котором, как всегда у Саврасова в волжских пейзажах, покоряют освещенные вдали лучами солнца бескрайние просторы Волги. Кажется, что в них художник искал разрешения напряжению и скорби. Картина получила высокую оценку.«Проселок», 1873Пейзаж «Проселок» - подлинный шедевр реалистического искусства. Кривые проселочные дороги, проходившие среди полей и лугов, прорезая страну вдоль и поперек, прочно вошли в представление о пейзаже старой царской России, тема о бездорожье являлась одной из обыденных и безрадостных. В картине - размытая осенними дождями проселочная дорога, обсаженная старыми корявыми ветлами. Слева вдали - поля спеющего овса. Над всем равнинным пейзажем простирается необъятный небесный свод, с уходящими к горизонту грозовыми тучами. Этот пейзаж Саврасова необычайно красив по живописи, особенно, передающая самую землю. Она многослойна, богата оттенками коричневатого тона, переходящего в горячий золотистый. Владея в совершенстве могучими средствами своего искусства, Саврасов наполнил все элементы пейзажа внутренней экспрессией; он отвел в пейзаже действенную роль высокому небу, заставил говорить старые ветлы, озарил солнечным светом дальние поля и показал красоту могучей земли. «Конец лета на Волге», 1874Волжские темыВ картине «Конец лета на Волге» русская действительность показана глубоко правдиво. Большую часть композиции занимают хлебные поля во время уборки урожая. Благодаря низко взятому горизонту, далеко в глубине открываются широкие дали со светлой полосой реки. На фоне высокого неба выделяются стоящие рядами копны. Этот мотив в значительной мере является главной темой в пейзаже. В картине «Перелет птиц» над темными сжатыми полями, в вышине вечернего неба, проносятся стаи улетающих птиц; внизу, на дороге, проходящей на переднем плане картины, лежит густая вечерняя тень с красноватыми отсветами закатного солнца. Справа, за полями, в низине селение с церковью, вдали у горизонта светлой голубоватой лентой вьется река.Простор неба является в пейзаже главным местом действия. На фоне освещенных облаков, движение птичьих стай воспринимается как торжественное действие, совершающееся в природе, как живое свидетельство великих законов ее жизни. Высокий поэтический образ этого пейзажа остается, как всегда у Саврасова, неизменно жизненным и реальным. «Вечер. Перелет птиц», 1874 Пейзаж «Радуга» изображает маленькую деревушку, расположенную на высоком берегу реки. В нем прекрасно передано состояние природы после летнего теплого дождя, наполнившего свежестью и влагой деревья, траву и землю. Влажный воздух сообщает мягкий серебристый тон омытым дождем сереньким покривившимся избам, стоящим на склоне холма. В гору медленно поднимается крестьянка с ведрами на коромысле. В высоте облачного неба видно мягкое сияние радуги, поднявшейся над избами и почти растаявшей над рекой. Это сияние как бы озарило и природу, и бедную деревушку, наполнив весь пейзаж волнующим поэтическим содержанием. И глубокая правда жизни, и тонкая лиричность мотива позволяют поставить это маленькое драгоценное произведение в один ряд с лучшими пейзажами Саврасова. Волжские темы«Радуга», 1875 Волков И. П. «Портрет А.К.Саврасова», 1884Преподавательская деятельность Саврасова в 70-е годыДля многих начинающих художников Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества Саврасов в 70-е годы был учителем, открывшим путь к изображению родной природы. Взаимоотношения Саврасова с молодым поколением пейзажистов были шире и глубже, чем обычные отношения учителя и учеников. Саврасов примером своего творчества скорее указывал им путь, нежели давал какие-нибудь строго очерченные правила. Он помогал глубже понять и почувствовать волнующее содержание природы. «Изучайте и чувствуйте» - говорил Саврасов, провожая молодежь на этюды. Он внушал им, что художник должен изображать природу во всех многообразных проявлениях ее жизни, и требовал «вживания» в природу, которое должно сопутствовать у художника процессу ее изучения. Отдавая столь большую роль чувству художника, Саврасов старался развить в своих учениках уменье пользоваться реалистическим методом работы на натуре, приучая их воспринимать пейзаж как целостный поэтический образ. Он раскрывал перед начинающими художниками и все особенности работы над этюдом на открытом воздухе. Особенность саврасовской школы, обусловленную серьезным педагогическим подходом к каждому из учеников, можно проследить по наследию всех пейзажистов, вышедших из мастерской Саврасова. Однако, в творчестве каждого из них неизменно обнаруживается глубочайший оставленный учителем след, который и позволяет говорить о саврасовских элементах в творчестве Каменева, Левитана, Коровина, Светославского и других. Наследие Саврасова не затерялось, не исчезло, а было утверждено, развито и переработано его подлинными продолжателями.Годы непосредственного общения молодых художников с их учителем были для самого Саврасова периодом высоких достижений, периодом, когда окончательно сложились его эстетические воззрения, как художника-демократа. В 1882 году Саврасов оставил Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, где в течение двадцати пяти лет был бессменным руководителем пейзажного класса. Последний период жизни и творчестваАлексей Саврасов, 1897Высокими художественными качествами отличаются произведения Саврасова, созданные художником на протяжении 70-х годов. Это пейзаж «Иней» (1876-1877), картина «Вечер» (1877), пейзаж «Летний день» (1879), и не датированные пейзаж уютный «Дворик» и этюд «Весна». Все эти произведения, выполненные художником на уровне высокого мастерства, в полной мере раскрывают перед нами сильные стороны его таланта. В начале 80-х годов в творчестве Саврасова начали появляться первые признаки назревающего серьезного перелома. Написана картина «Рожь» и «Весна. Половодье», была интересна лишь первая, и небольшая картина «Оттепель». Картины «Ночь на Воробьевых горах» и «Ночка», очень смелые и оригинальные по замыслу, являлись, вероятно, в большой мере фантазиями художника, близкими к его юношеским увлечениям романтизмом. В 1887 году написал две большие картины: «Поздняя осень» и «Закат солнца на Волге». Появлялись свежие и смелые по решению пейзажи «Весенний пейзаж» и «Огороды» (90-е годы).В 1894 году Саврасовым было исполнено около двадцати рисунков, по большей части несколько измененных повторений его известных картин. Среди рисунков встречаются и мотивы неизвестных волжских пейзажей. В том же 1894 году, в связи с исполнявшимся пятидесятилетием творческой деятельности, эти рисунки были изданы в специальном альбоме. Увидя в окружавшей его в 80-е годы действительности лишь ее отрицательные стороны, Саврасов пережил глубокий духовный кризис, из-за которого жизнь его в последние годы была, по выражению Левитана, «беспросветна и трагична».  Последние годы своей жизни Саврасов провел в глубокой нужде. Умер А.К. Саврасов 26 сентября 1897 года в Москве. Стараниями буржуазных искусствоведов, пришедших в начале XX века к решительной переоценке всего реалистического искусства с позиций субъективной эстетики, этот пейзажист, являвшийся на протяжении десятилетий ведущим мастером реалистического пейзажа, был зачислен в ряды второстепенных и мало талантливых художников. Создание такой картины, как «Грачи прилетели», расценивалось ими лишь в качестве исключения. И только в наши дни, в эпоху, ознаменованную новым расцветом реалистического искусства, настало время дать настоящую оценку творчества этого выдающегося русского художника.  Последний период жизни и творчестваМаленький пейзаж «Иней», прекрасно разработанный в цветовой гамме, раскрывает перед нами его дар художника-колориста. В работе над этим драгоценным произведением, изображающим опушенный инеем лес в ясный зимний день, художник, сохранив всю свежесть своего восприятия натуры, стремился к исключительной законченности художественного выражения. Здесь обращает внимание и проработанность пейзажа в рисунке, передающем заиндевелые ветви деревьев, и тонкая цветовая гамма, богатая рефлексами и цветными тенями, заставляющая как бы сверкать и искриться белый снежный покров на земле. Все в этом пейзаже до крайности просто, но в то же время было предметом серьезных творческих усилий и длительной работы. «Иней», 1870-е«Вечер»,1877В картине «Вечер» Саврасов очень убедительно передал состояние природы при мягком золотистом свете закатившегося солнца. Тонко разработано в пейзаже вечернее небо, затянутое у горизонта грядой облаков. Справа, на фоне неба, вырисовываются кроны высоких деревьев, растущих на возвышенности и придающих композиции пейзажа несколько торжественный характер. Избежав резких и подчеркнутых красочных эффектов, художник нашел очень цельное и спокойное колористическое решение.  Очень интересен по живописи пейзаж «Дворик». Прекрасно передает конкретные черты всего изображенного. Живопись его, мягкая и очень пластичная, помогает тонко чувствовать натуру. И как ни лаконично изображает художник занесенный снегом дворик с голыми деревцами, со стайкой слетевшихся птиц и утками, гуляющими около дома,- все здесь говорит о приближении весенних теплых дней, заставляя остро чувствовать жизнь природы. «Дворик», 1870-еПоследний период жизни и творчества«Ивы у пруда», 1872«Сухарева башня», 1872 «Рожь», 1881Последний период жизни и творчестваВ картине «Рожь» изображаются освещенные солнцем поля спеющей ржи в момент приближения грозы.«Поздняя осень», 1887Картина Саврасова «Поздняя осень» представляет собой изображение Москвы из деревни неподалеку в один морозный день. Ярко светит солнце. Лучи падают на первый снег, который покрыл землю. Вся природа притихла в ожидании зимы. Художник сделал ее, сидя в этой деревне, и рисуя с природы. Он передал те впечатления, которые у него были в момент создания пейзажа. «Весна. Огороды», 1893Этюд «Огороды» был написан художником ранней весной в окрестностях Москвы. Удачная композиция этого произведения сообщает всему изображенному большую жизненную выразительность. Несмотря на сравнительно широкую манеру письма, этюд отличается от большинства поздних работ художника серьезной проработанностью. Последний период жизни и творчества«Оттепель», 1880--е«Оттепель», хорошо передает общее состояние природы, характерное для начала весны; коричневато-серого тона растаявший снег, затопленные лесные прогалины, черные голые деревья, окутанные в ветвях туманной дымкой влажного воздуха - все приведено к единству в колорите, сообщившему изображению особенную выразительность. «Ночь на Воробьевых горах»,1881«Ночка»,1883Последний период жизни и творчества Для нас сегодня Алексей Кондратьевич Саврасов - художник не одной, а многих и многих прекрасных картин. Его «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Лунная ночь», «Проселок», «Могила на Волге», «На Волге», «Иней», «Ветлы у пруда», «Разлив Волги» и другие стоят рядом с прославленным пейзажем «Грачи прилетели». Имя Саврасова обозначает не только некую ступень в развитии русской пейзажной живописи, оно должно почитаться как имя создателя выдающихся произведений, отразивших многие не раскрытые до него в живописи черты, присущие русской природе, как имя основоположника русского пейзажного искусства второй половины XIX века, утвердившего в этом искусстве глубокое гуманистическое содержание.Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь." (Саврасов А.К.) Мастер русского реалистического пейзажа ЛитератураФ. Мальцева. АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ - мастер русского реалистического пейзажаhttp://alexey-savrasov.ruhttp://gallerix.ru/read/aleksej-kondratevich-savrasov/