Санитарно-гигиенические условия в школе


«Анализ санитарно – гигиенических условий в школе»Автор: Ульянов Михаил Михайлович Ученик10 класса Руководитель: Руднева Надежда Алексеевна Учитель физикис. Троицкое2013 Проблема: соответствуют ли реальные условия в нашей школе требованиям санитарно-гигиенических норм.Объект исследования: санитарно-гигиенические требования к условиям обучения школьников в образовательных учреждениях. Предмет: санитарно-гигиенические требования к помещениям учебных кабинетовЦель :проверить соблюдение норм санитарно-гигиенических требований в кабинетах школы Задачи: изучить литературу по санитарно-гигиеническим требованиям; исследовать воздушно-тепловой режим кабинетов; исследовать естественную и искусственную освещенность в учебных помещениях;проанализировать подбор школьной мебели для учебных кабинетов;установить взаимосвязь между соблюдением санитарных норм и возникновением «школьных» болезней. Методы исследования:изучение и анализ литературы по данной проблеме;исследование санитарно – гигиенических норм;анализ результатов.  Этапы работы:Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);Выдвижение гипотезы;Поиск и предложение возможных вариантов решения;Сбор материала;Проведение исследования;Обобщение полученных данных;Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);Защита проектаPrezentacii.com Гипотеза: если санитарно-гигиенические нормы не соблюдаются, то это ведёт к нарушению здоровья обучающихся, а, следовательно, отрицательно влияет на овладение знаниями. Состояние воздушной среды обитания человека оказывает существенное влияние на его работоспособность, самочувствие, настроение. Физическое состояние воздушной среды, известное под названием – микроклимат, характеризуется температурой, величиной атмосферного давления, влажностью, скоростью движения воздуха и мощностью тепловых излучений. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" VI. Требования к воздушно-тепловому режиму6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, должна составлять 18 - 24 С. Физически хорошо воспринимаемая температурная зона для школьных классов зависит от того, в какой географической местности живут люди. В различных климатических поясах микроклимат будет различен, так в нашем случае температура должна быть 19-20 градусов C°. Определение температуры вкабинетахЧтобы получить среднюю температуру в помещении, измерения следует обязательно провести в различных местах (около стен: наружной и внутренней, около окон, у пола). После чего показания термометров суммируют и делят на количество измерений.В исследуемых классах средняя температура:Кабинет Физики:22  °С  Кабинет Математики:25 °C Кабинет Химии: 21 °C Что соответствует нормам СанПиН 2.4.2.2821-10. Наружная температура, 0СДлительность проветривания помещений, минв малые переменыв большие перемены и между сменамиот + 10 до +64 – 10 25 – 35 от +5 до 03 – 7 20 – 30 от 0 до -52 – 5 15 – 25 от -5 до -101 – 310 – 15 ниже -101 – 1,5– 10Нормы проветривания кабинетов 6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %.Определим относительную влажность с помощью психрометра.Относительная влажность. Психрометр1 - «Сухой» термометр – показывает температуру воздуха2 - «Влажный» термометр – показывает «точку росы»3 - Психрометрическая таблица1. Снять показания «сухого» и «влажного» термометров;2. Определить разность показаний термометров;3. На пересечении столбцов «температура воздуха» (по вертикали) и Δt (по горизонтали) найти значение относительной влажности воздуха Психрометрическая таблица Относительная влажность в кабинете физики равна 30%- не соответствует нормамОтносительная влажность в кабинете химии равна 32%- не соответствует нормам Вывод: влажность воздуха в кабинетах не соответствовала принятым санитарно-гигиеническим нормам.Влажность воздуха в кабинетах школы Чтобы повысить влажность в кабинетах, необходимо проводить влажную уборку 2 раза в день во всех помещениях; ежедневно протирать шкафы, подоконники, опрыскивать водой цветы, растущие в классе, а также проветривать классы на переменах. Предложения В настоящее время согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 площадь учебных кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м. на одного обучающегося при фронтальных формах занятий. Пункт 4.9, раздел IV. требования к зданиюРабочая зона кабинетов Кабинет Физики а=11,8м b=6,3м h=3,2м S=74,3кв.м; V=240,96куб.м; Кабинет 1 класса а=6.5 м b=6,3м h=3,2м S= 41кв.м; V=131,2 куб.м; кабинетдлина,мширина,мвысота,мплощадь,м2S на одногоученика, м2объём,м3V наодного ученика,м3Биология, химия11,956,33,275,37,53240,9624,1Физика11.796,33,274,37,43237,7623,8русский язык 16.66.33,241,64,16133,1213.3Немецкий6.16.33,238,53,85123,212,3Информатика14.574.4101,310,13445,7244.6Математика6.46.33,240,84,08130,5613,1География6,5453,232,73,27104,6410,5История 6.38.93,256,55,65180,818,1Русский 26.38.53,2545,4172,817,3Технология 13,26.33,283,18,31265,9226,61 класс6.56.33,2413,15131,210,12 класс6.546.33,241,22.42131,847,63 класс6.546.33,241,24.45131,8414,64 класс6.546.33,241,24,12131,8413.2Параметрические показатели кабинетов Наполняемость самого большого класса в основной школе 10 человек, значит, в таком классе на каждого ученика и учителя в кабинете географии, будет приходиться 3, 27м² площади пола. Учитывая размеры на одного учащегося по гигиеническим нормативам, приходим к выводу, что в классе могут обучаться по норме 12-13 человек.Можно сделать вывод, что только кабинет начальных классов во 2 классе не соответствует санитарно - гигиеническим нормам: площадь на одного ученика составляет 2,42 м2 (при норме 2,5 м2). Предложения В связи с проведенными исследованиями по данному пункту мы пришли к выводу, что в старших классах нарушений нормативов нет, а в начальных классах не полностью соответствует площадь и объем на одного обучающегося по Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10. В связи с этим вносим следующие предложения:После каждого урока необходимо проводить проветривание;Урок желательно проводить при открытой двери, увеличивая этим самым воздухообмен;Больше иметь цветов в классе . Зеленые растения улучшают кислородный режим класса. Расчеты естественного освещения: Cанитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 vII. Требования к естественному и искусственному освещению7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. СК норма 0,25Для того, чтобы наиболее точно вычислить световой коэффициент (СК) от площади остекленной поверхности окон следует отнять 10 % площади (минус), приходящейся на переплет оконных рам Используемые формулы для расчёта световых коэффициентов.Коэффициент естественного освещения норма 0,2CK=Sо/Sп KИО=МН/Sп Коэффициент искусственного освещения Определение световогокоэффициента кабинетов Кабинет физики: Определим световой коэффициент помещения, площадью 74,3 кв.м., в котором три окна общей площадью 12,24 кв.м.1.Определяем площадь окон, их три: 4,08 кв.м х 3 = 12,24 кв.м.2.Определяем площадь остекления: Площадь остекления равна:12,24 кв.м. – 1.224 кв.м. = 11,016кв.м. 3.Находим световой коэффициент: 11,016 кв.м.:74,3 кв.м. = 0, 15 - не соответствует норме. КабинетСветовой коэффициент(К.св.)Коэффициент заглубления (К.з.)№нормарезультатнормарезультатИсторияФизика, химияМатематика, русскийНачальные классыИЗО, ОБЖИнформатикитехнология0,25-0,1660,150,150,10,10,10,10,10,50,3Характеристики освещенности ПомещениеОриентация окон. ОптимальнаяДопустимаяРеальнаяКабинеты начальных классов, математики, русского языка, технологии Юг, Восток, Ю-ВНе >25% Ю-З и ЗападаВостокКабинеты информатики, ОБЖ, мастерскиеСевер, С-В, С-ЗКроме Ю-В, Ю-З, Запада Востока, СеверКабинет биологии, химии физики, истории, русского языка, ЮгКроме Ю-В, Ю-З, Востока, ЗападаЮгГеография, спортзалСевер, С-В, С-ЗКроме Ю-В, Ю-З, Запада Востока,западОриентация окон помещений школы. Cанитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 vII. Требования к естественному и искусственному освещению7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк. Определение искусственного освещения по методу «ватт». Определяют количество светильников в классной комнате, определяя удельную мощность, т.е. количество преобразующейся энергии излучения в ваттах на единицу освещаемой площади. Норма освещенности при люминесцентных 20 Вт/кв.м., при лампах накаливания средняя 45Вт/кв.м Искусственное освещение в кабинете физики Значение коэффициента «е» для помещений с площадью не более 50 кв.м. при напряжении в сети 220 В для ламп накаливания мощностью менее 100 ВТ равно 2,0; для ламп 100 вт и более – 2,5; для помещение площадью свыше 50кв.м «е» =3,2. 1) Определяем суммарную мощность включенных ламп:16 х 320 ВТ = 5120 ВТ2) Определяем удельную мощность ламп:5120 ВТ : 74.3 кв.м.=67 ВТ/кв.м.3) Определяем уровень освещенности, коэффициент «е» =3,267 ВТ/кв.м. х 3,2 = 220.51 ЛкЗаключение:Уровень освещенности соответствует гигиеническим нормативам. Оценка внутренней отделки помещений Потолки во всех кабинетах побелены в белый цвет, стены окрашены в светло – зеленый цвет во всех кабинетах 1 этажа и светло-бирюзовый на 2 этаже. Имеются панели более темного, чем стены оттенка. В кабинетах физики и химии цвет стены, на которой висит классная доска, покрашена в белый цвет, в других кабинетах эта стена в основной гамме. Номера мебели по ГОСТ 11015—93 11016—93Группа роста (мм)Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТ 11015— 93 (мм)Цвет маркировкиВысота над по­лом переднего края сиденья по ГОСТ 11016—93 (мм)11 000 - I 150460Оранжевый26021 150 - 1 300520Фиолетовый30031 300 - 1 450580Жёлтый34041 450 - 1 600640Красный38051 600 - 1 750700Зеленый4206Свыше 1 750760Голубой460Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «столы ученические» и «стулья ученические». Комплекс упражнений гимнастики для глазБыстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз Крепко зажмурить глаза, (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 – 5 раз.Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.  
Выводы и предложения1. Устройство, оборудование учебных кабинетов, воздушно-тепловой и световой режим в них по большинству параметров соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10:- площадь на 1 обучающегося – 3,4м2.- объем на 1 обучающегося – 10м3.- температурный режим - 18 -24 С02. Вентиляционный режим выполняется не во всех кабинетах особенно: математика, русский язык, иностранный язык, а при плохой вентиляции наблюдается ряд болезненных явлений у учащихся: головная боль, малокровие, сонливость, понижение работоспособности. 3. Влажность воздуха в кабинетах очень низкая, за исключением информатики, спортзала и столовой. 4. Имеются некоторые отклонения от санитарных норм в планировке кабинетов. Их можно разделить на 2 группы: те, которые нельзя исправить и привести в соответствие санитарным нормам, и те, которые можно и нужно исправить. К первой группе можно отнести недостаточную площадь кабинетов. В начальных классах – при наполняемости классов от 15 человек и более наблюдается нарушение нормы площади, объема воздуха на одного учащегося. Та же картина будет наблюдаться в кабинетах математики, русского языка, географии, когда ребята начальных классов подрастут и перейдут на кабинетное обучение.Низкий температурный режим в спортивном зале, особенно зимой. Помещение имеет большую площадь, объем, значительную вытяжную систему, поэтому в зимнее время не успевает нагреваться. Эти отступления от санитарных норм допущены проектировщиками здания и не подлежат исправлению. Вторую группу нарушений требований санитарных правил можно привести в соответствие с ними. Для этого мы разработали следующие рекомендации для администрации школы.Во всех кабинетах в течении учебного дня проводить влажную уборку столов, подоконников, опрыскивание цветов и воздуха, чтобы увеличить влажность.Обязательно проветривать кабинеты на переменах.Увеличить количество комнатных растений в кабинетах