Воспитание детей в целостном педагогическом процессе ДОО


Воспитание детей в целостном педагогическом процессе ДОО Понятие «воспитание». Особенности воспитания детей дошкольного возраста Воспитание - одно из основных понятий педагогики. Это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса.Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.Результат воспитания - личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Как общественное явление воспитание направлено на передачу накопленного человечеством исторического культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли.Воспитательный процесс - это целенаправленное взаимодействие педагогов и детей, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.Структура воспитательного процесса - взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов, средств и достигнутых результатов. Центр воспитательного процесса - развивающее взаимодействие педагога и детей, основанное на их сотрудничестве и взаимном уважении.Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса, так и на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства. Понятие «воспитание». Особенности воспитания детей дошкольного возраста Теоретические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи:- самоценность дошкольного детства и его существенное значениедля последующего развития личности;- развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения доступного социально-культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т. п.;- амплификация развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей (максимальное обогащение личностного развития на основе развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми);- определяющая роль деятельности в воспитании (воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры);- развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции;- обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов;- непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста. Особенности воспитания детей дошкольного возрастаЦель воспитания - ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность. Воспитание в дошкольном детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентации, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Воспитание направлено на целостную личность ребенка (ее активность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре.Задача воспитания состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (это касается как ценностных ориентаций, так и средств познания, деятельности, общения.) Обеспечить базис личностной культуры - значит помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оценочного отношения к миру. Особенности воспитания детей дошкольного возрастаВоспитательный процесс в детском саду активизирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении.Воспитание дошкольников имеет свои особенности:-определяющая роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта; -необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил; -неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях; -необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития. Особенности воспитания детей дошкольного возрастаПедагогическая позиция воспитателя постоянно меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка: - позиция прямой передачи опыта «Делай, как я»,- позиция партнерства «Давай сделаем это вместе»,- позиция обращения к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается», - позиция выбора творческого решения «Кто придумает интереснее?» Особенности воспитания детей дошкольного возрастаОсуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий:- личностно - ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;- создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности:- коммуникативная,- трудовая, - познавательно-исследовательская,- продуктивная, - музыкально-художественная,- конструктивная;- двигательная. при ведущей роли игры. В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Самостоятельная деятельность детей - свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая свободный выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.Совместная деятельность взрослых и детей - деятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению общих задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). В ситуации совместной деятельности ребенок получает ценный личный опыт установления разнообразных форм контактов со сверстниками и взрослыми, проявляет нравственные качества. Субъектная позиция - личностное образование, обеспечивающее ребенку применение освоенного социального опыта. Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации детской деятельности, умение оперировать освоенными способами ее осуществления, самостоятельно контролируя и оценивая результаты, дают возможность ребенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.Особую роль в воспитании дошкольников играет общение. Эмоциональное, деловое, познавательное и личностное общение ребенка с воспитателем и сверстниками дает ребенку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми.Успех воспитательного влияния зависит от умения педагога пробудить коммуникативную активность детей в общении,от развитой педагогической рефлексии воспитателя, способности строить отношение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности. Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя. Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом:- он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и интерес к воспитателю;-охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем;-проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем;-охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания,готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем.Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач осуществляется правильно. Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья.Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.Содержание воспитания связано с образовательными областями современного дошкольного образования: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическоесоциально-коммуникативное развитие детей. Детский коллектив - это очень важная для личностного развития дошкольников социокультурная среда. Общество сверстников, в котором ребенокобщается «на равных», побуждает дошкольников проявлять инициативу, самостоятельность, саморегуляцию своих действий и поступков, добиваться взаимопонимания, регулировать взаимоотношения на основе общих правил. Принципы воспитания Принципы воспитания - это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства.Принципы воспитания можно считать своего рода законами педагогической деятельности каждого воспитателя (Н. Ф. Голованова).Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесс.Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе Принцип создания перспектив движения к новым целям. Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей. Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников.Принцип гуманизации воспитания. Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей. Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников. Методы воспитания Методы воспитания - совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.В состав метода воспитания входят методические приемы. По отношению к методу приемы носят частный характер и подчиняются основной задаче, которую реализует данный метод. Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников. Приучение Упражнение в положительном поведении и поступках Воспитывающие (воспитательные) ситуации Игровые методы воспитания Выделяют несколько групп методов воспитания: 2. Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности. рассказ воспитателя на моральную тему этические беседы обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций(в детском саду, семье, городе, стране). разъяснение нравственных норм и требований чтение художественной литературы 3.Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей( побуждение детей к социально - одобряемому поведению). Наказаниеметод воспитания, направленный на сдерживание негативных действий и поступков, это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Поощрение -выражение положительной оценки поступков и действий воспитанников Цель - вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселить веру в свои силы, закрепить положительные навыки и привычки, стимулировать стремление к социально- ценностным действиям и поступкам. Методика поощрения рекомендует одобрять НЕ только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Формы наказания дошкольников : замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определенных прав или развлечений. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства ребенка и открывает ему путь исправления и улучшения поведения. Отрицательная педагогическая оценка содержит суждение воспитателя о конкретном поступке или действии ребенка, но НЕ о его личности. Спасибо за внимание!