Направления коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письма и чтения


Направления коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письма и чтения Коррекция нарушений, обусловленных регуляторными трудностями; Коррекция нарушений, обусловленных гностическими левополушарными трудностями; Коррекция нарушений, обусловленных гностическими правополушарными трудностями. Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии и/или дислексии, обусловленной регуляторными нарушениями Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной предложены основные этапы преодоления регуляторных нарушений у детей:Совместное пошаговое выполнение действия по речевой инструкции взрослого. Совместное пошаговое выполнение действия по наглядной программе. На этом этапе программирование и контроль разделяются между взрослым и ребенком. Совместное выполнение действия по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам реализации программы. Самостоятельное выполнение действия по интериоризованной программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях. Самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Возможность переноса контролируется взрослым. направления коррекции дисграфии, обусловленной регуляторными нарушениями. Развитие серийной организации движений рук. Задание 1. Учащимся предлагают списать с доски серии из четырех (пяти, шести) графически сходных букв, обращая внимание детей на то, что в порядок букв в каждой серии различен. Написание серии учащиеся сопровождают самодиктовкой. Задание 2. Учащимся предлагается расшифровать символы и записать соответствующую последовательность букв.Вариант А. Вместо * пишите и , вместо + пишите у .Вариант Б. Вместо v пишите д , вместо w пишите о .Вариант В. Вместо 2 пишите п (пара ног), вместо 3 пишите т (три ноги).2, 3, 2, 3, 3, 3, 2, 2, 3, 2, 3, 2. Развитие серийной организации артикуляционных движений Задание 3. Каждый ученик вслед за логопедом повторяет слово по слогам. Произнося каждый слог, логопед выставляет на наборном полотне его схему. Учащиеся анализируют схему каждого слога. Затем логопед предлагает детям произнести сразу два, три слога слова, опираясь на схемы (рис. 32). Задание 4. Логопед четко, по слогам проговаривает слова. Школьники составляют их схемы, а затем повторяют слова, опираясь на собственные схемы.Задание 5. Школьники проговаривают слова вслед за логопедом, используя цифровой ряд: на каждый слог выдвигают из ряда его порядковый номер. Развитие синтаксической стороны речи 1. Модельное обучение составлению предложений различной структуры 2. Обучение распространению простых предложений. распространение предложений по образцу с опорой на наглядную схему; -- распространение предложений по речевой инструкции; составление предложений с заданным количеством слов (от 5 до 8); составление предложений с однородными членами. 3. Обучение построению сложных предложений составление сложносочиненных предложений с союзом «а», составление сложноподчиненных предложений с союзными словами «что», «чтобы», «потому что» работа ведется сначала по образцу учителя с опорой на наглядную схему, затем опираясь только на схему, которая становится все более свернутой, и наконец, самостоятельно Развитие связной речи Развитие связной речи учащихся начинают с обучения пересказу небольших текстов конкретного содержания. В тексте выделяются значимые смысловые части, составляется его наглядный план (в виде вопросов, названий частей или символов).Обязательным условием работы над связной речью является последующее обсуждение школьниками последовательности, полноты, точности пересказа текста.Аналогичным образом ведется работа над самостоятельным рассказом. Развитие программирования, регуляции и контроля акта письма - Развитие программирования, регуляции и контроля фонематического и слогового анализа и синтеза. памятка для проверки написания слова Читай слово вслух, выделяя каждый слог чертой.Нет ли пропуска слога или буквы?Нет ли замены букв, похожих по звучанию?Правильно ли написаны буквы? - Развитие произвольной регуляции анализа и синтеза предложений - Развитие произвольной регуляции анализа и синтеза текста Звуковая схема слова «клюква». коррекция дисграфии, обусловленной гностическими левополушарными нарушениями Развитие языкового анализа и синтеза Развитие навыков анализа и синтеза текстаРазвитие навыков анализа и синтеза предложений Развитие навыков слогового анализа и синтезаРазвитие звукового анализа и синтеза Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) На первом этапе с опорой на зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие уточняется артикуляторный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. выделение звука на фоне других звуков; выделение звука в слоге; выделение звука в слове (определение наличия и места звука в слове); выделение звука в предложении, тексте.каждый из звуков соотносится с соответствующей буквой, проводятся как устные, так и письменные упражнения. На втором этапе проводится сопоставление смешиваемых звуков в артикуляционном и слуховом плане. Развитие кинестетического анализаКоррекция произносительной стороны речиРазвитию слухоречевой памяти Развитие грамматического строя речи Развитие словарного запаса и практического умения пользоваться им Развитие слухомоторных координаций. Коррекция дисграфии, обусловленной гностическими правополушарными нарушениями Развитие зрительного восприятия Идентификация черно-белых, контурных, схематических изображений предметов и сравнение их с реальными изображениями. Перцептивное моделирование – воссоздание целостного образа из частей. Опознание «зашумленных» изображений. Обведи цветными карандашами все буквы, которые «перепутались» . Волшебник составил картину из букв, найди все буквы и обведи их разными карандашами Развитие зрительной памяти Школьников просят сравнить пары графических изображений, отличающихся пространственным расположением элементов или величиной элементов Развитие зрительно-пространственных функций Учащиеся должны определить, какая буква может получиться из этих элементов и дорисовать ее Логопед предлагает учащимся сравнить буквы, отличающиеся пространственным расположением элементов, величиной элементов и описать их сходство и различие Развитие ориентировки на строке Развитие зрительно-моторных координаций 1) Выработка совместных движений взора и руки в направлениях сверху вниз, слева направо, против часовой стрелки Помоги кораблику доплыть до берега, дорисуй волны такой же высоты Нарисуй шпалы на железной дороге Нарисуй вагоны поезда по образцу 3) Формирование устойчивого стереотипа написания буквы 2) Формирование умения «удерживать» строку при письме Коррекционная работа по устранению дислексии, обусловленной зрительным дефицитом Основными задачами развития и коррекции гностических зрительных функций является:развитие произвольного зрительного внимания; развитие навыков зрительного анализа и синтеза;развитие зрительной памяти. Основными задачами развития и коррекции зрительных моторных функций является:развитие точных прослеживающих движений глаз;формирование стратегий сканирования перцептивного поля;выработка зрительно-моторных координаций Развитие произвольного зрительного внимания Переключение внимания Задание 1. Назови в каждой строчке таблицы сначала все рисунки черного цвета, а затем все рисунки белого цвета ТАМАРКАУПАЛА Распределение внимания Колебания внимания Развитие и коррекция навыков зрительного анализа и синтеза Развитие зрительного анализа. Развитие зрительного синтеза Узнай, предметы, которые художник изобразил в непривычном ракурсе Выработка помехоустойчивости зрительного восприятия СТОИТАНТОШКАНАОДНОЙНОЖКЕ ЦВЕТНОЕКОРОМЫСЛОНАДРЕКОЙПОВИСЛО НАДБАБУШКИНОЙИЗБУШКОЙВИСИТХЛЕБАКРАЮШКА Развитие зрительной памяти увеличение объема зрительно запоминаемых объектов сохранение последовательности и точности при воспроизведении изображений удержание запомненного в долговременной памяти. Развитие и коррекция точных прослеживающих движений глаз решение простых глазодвигательных движений; развитие серийных движений глаз. Развитие серийных движений глаз класс задач, требующих не единичного перемещения взора, а целой серии таких действий Развитие зрительно-моторных координаций