Презентация Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка в начальной школе (из опыта работы)


Формирование метапредметных УУД на уроках немецкого языка в начальной школе(из опыта работы) Подготовила учитель немецкого языка МКОУ СОШ пгт.Вахруши Кириллова С.В. «…Современная школа должна быть ориентирована на новые результаты образования на основе системно-деятельностного подхода и стремиться к достижению не только предметных результатов, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов» Результаты обучения личностные предметные метапредметные Метапредметные результаты образовательной деятельности - этоспособы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметные результаты обучающихся – это освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникатив-ные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляю-щими основу умения учиться, а так же межпредметные поня-тия. В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники: совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (умение прогнозировать содержание текста по заголовку, по имеющимся в тексте рисункам, списывать текст, выписывать из него отдельные слова и предложения и т.п.);овладевают разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы, синонимы, антонимы, контекст; совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;учатся осуществлять самоконтроль, самооценку;учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения) Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка; овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.) Метапредметные результаты  Регулятивные (организационные): Коммуникативные: Познавательные: - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность - речевая деятельность; -навыки сотрудничества -работа с информацией;-работа с учебными моделями; -использование знако – символических средств, общих схем решения;-выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Регулятивные УУД Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение: 1.Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.2.Составь план описания животного.3.Составь план знакомства с новым учеником в твоем классе.4.Расставь пункты плана в логической последовательности Виды заданий и игр для формирования регулятивных УУД: «Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки. Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.   Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье. Цель: развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания Коммуникативные УУД .Примеры заданий на развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника:1.Представься от имени одного из участников спортивного праздника. Скажи, кто ты, как тебя зовут, сколько тебе лет.2. Выбери себе роль героя из сказки или мультфильма. Представься и расскажи, что ты умеешь делать. Изобрази эти действия.3. Расскажи о семье Отто от имени Анны. Используй картинку к упражнению.4. Петер беседует с директором зоопарка. Он хочет узнать, какие животные есть  Примеры заданий на формирование монологической речи:1. Расскажи о себе.2. Расскажи о своей семье.3. Расскажи о твоем однокласснике.4. Расскажи об артистах театра.5. Опиши животное.Примеры заданий на формирования диалогической речи:1. Познакомься с новым учеником в твоем классе.2. Познакомься с новой артисткой театра.3. Вальдо звонит Лулу и расспрашивает о школе.. Послушай его вопросы и кратко ответь на них Виды заданий и игр составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие. Познавательные УУД Виды заданий«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др. Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp»,«Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие Работа с прагматическими текстамиПрогноз погоды (8-9 класс) I. Раскрытие текста; раскрытие смысла, содержания. (Узнавание, понимание, применение)Findet bitte im Text folgende Informationеn.Wie ist das Wetter in Deutschland: kalt oder warm?Wie sind die Tagestemperaturen im Norden, im Westen, im Osten und im Sьden Deutsсhlands?Wo ist es heiter und wo regnet es?Wo gibt es Gewitter?II. Извлечение смысла, интерпретация текста: применение, анализ, синтезBeantwortet bitte die Fragen. Wohin kann man fahren, um die heiterste Sonne zu genieЯen?In welchen Stдdten mьssen die Einwohner die Regenschirme mitnehmen, falls sie nach drauЯen gehen?Die Eltern deiner Freundin/ deines Freundes sind mit dem Flugzeug nach Deutschland geflogen. Das Reiseziel ist Stuttgart. Welche Probleme kann das Flugzeug haben?III. Присвоение добытых знаний, создание собственного смысла: aнализ, синтез, оценкаStell dir vor, du nimmst am Fallschirmsportwettbewerb teil, der in Dresden stattfindet. Deine Freunde fahren mit. Welche Kleidung und nцtige Sachen mьssen deine Freunde mitnehmen, um sich mit allem Komfort zu fьhlen?Wo ist es zu jener Zeit am besten, eine Stadtrundfahrt zu unternehmen? Программа пребывания гостей в России (8 класс) Задания к тексту:Раскрытие текста; раскрытие смысла, содержания. (Узнавание, понимание, применение)Findet bitte im Text folgende Informationen.Wieviel Tage dauert der Aufenthalt der russischen Schьler?Was passiert am ersten Tag?Wann findet der Besuch des Puppentheaters “Hдnneschen” statt?Welche Veranstaltungen sind noch geplant?II. Извлечение смысла, интерпретация текста: применение, анализ, синтез.Beantwortet bitte die Fragen.In welcher Stadt wohnen die deutschen Schьler, die die Gдste aus Russland erwarten?Welche Veranstaltungen kцnnen die Sportfreunde besuchen?Wie kompakt sind die Veranstaltungen geplant? Steht die Freizeit den Teilnehmern zur Verfьgung?III. Присвоение добытых знаний, создание собственного смысла: aнализ, синтез, оценка.Schlage mindestens drei Veranstaltungen vor, damit die Schьler aus Russland verschiedene Sehenswьrdigkeiten dieser Stadt besichtigen kцnnten.Schreibe deine eigene Variante des Aufenthaltsprogramms in einer anderen Stadt Deutschlands, zum Beispiel in Mьnchen, Berlin. Beachte verschiedene Interessen der mцglichen Teilnehmer. Проектная технология Проект – это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности». Этапы работы над проектом: 1) начальный этап (выбор темы); 2) основной этап (поиск источников информации, сбор материала); 3) заключительный этап (защита готовых проектов, обсуждение полученных результатoв) Ведущие виды проектной деятельности : творческий;информационный;ролево-игровой; исследовательский. Творческий проект стенная газета, альбом, рисунки, самодельные книги и журналы. Информационный проект С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей:расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника устроить выставку красочными работами детейПроекты: «Мое любимое животное», «Немецкие праздники» Ролево-игровые проекты Инсценированные действия (сказки или ролевые игры)Игра: раскрепощает ребёнка, делает его более активным, приручает ребёнка к коллективной работе в группе, пробуждает его любознательность, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию. Появляется реальная возможность на этом этапе выявить у детей способность в усвоении иностранного языка. Презентация Техническое выполнение проектаУ учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики Положительные моменты метода проектов: метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным.Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Спасибо за внимание!